Эксперты компании «Аэроклуб», лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, проанализировали данные о командировочной активности осенью 2025 года и выяснили, какие отели выбирают бизнес-туристы внутри страны и за рубежом, как меняется география поездок, какие отрасли демонстрируют наибольшую деловую мобильность.
По данным исследования, спрос на размещения внутри России осенью 2025 года вырос на 13% по сравнению с летним периодом (-7% к осени 2024 года), что укладывается в типичную сезонную динамику. Средняя продолжительность проживания в российских отелях сохранилась на уровне 2,8 ночи, а средняя стоимость номера выросла на 16% год к году и составила 7 600 рублей за ночь, зафиксировавшись на уровне лета 2025 года.
В структуре размещений внутри страны продолжается перераспределение спроса в пользу более экономичных форматов. Четырехзвездочные отели сохранили лидерство с долей 37%, при этом спрос к лету сократился на 4% (-13% к осени 2024 года). На трехзвездочные отели пришлось 28% ночей при росте объема к лету на 15% (-14% к осени 2024 года). Доля объектов без категории, включающая, в том числе, квартиры и апартаменты, достигла 23%, а объем ночей в этом сегменте вырос на 8% по сравнению с летним периодом (+6% к осени 2024 года). Сегмент пятизвездочных отелей сократил свою долю до 8% при снижении спроса к лету на 4% (-13% к осени 2024 года).
География российских командировок сохраняет традиционный фокус на столицах, но расширение за счет регионов – однозначный тренд 2025 года. Москва остается ключевым центром притяжения бизнес-туристов с долей 17% (18% летом и осенью 2024) при росте объема к лету на 5% (-14% к осени 2024 года). Санкт-Петербург традиционно на второй строчке с долей 7% (8% летом и осенью 2024), показав рост к лету на 4% (-16% к осени 2024 года). Третье место удерживает Красноярск с долей 3%, где спрос снизился на 3% по сравнению с летом и осенью 2024 года. Также в топ-10 вошли: Казань (+18% к лету 2025), Екатеринбург (+24%), Тобольск (+24%), Нижний Новгород (+15%), Нижнекамск (-12%), Тамбов (+495%) и Иркутск (+11%).
В отраслевом разрезе наибольший рост внутри России продемонстрировали IT- и телеком-компании: число ночей увеличилось на 28% к осени 2024 года и на 2% по сравнению с летом, а доля сегмента достигла 12%. Доля ночей представителей нефтегазовой и энергетической отраслей в российских отелях сократилась на 1% и составила 16% при росте объема бронирований к лету на 7% (-16% к осени 2024 года). Ритейл обеспечил 22% всех ночей и увеличил спрос на 10% к лету (-2% к осени 2024).
«Рост командировок к лету отражает типичную динамику: осень – традиционно высокий сезон в деловом туризме. Снижение к рекордной осени 2024 года связано с высокой базой прошлого года и отражает стабилизацию после периода повышенной активности, – поделилась Юлия Липатова, управляющий директор компании «Аэроклуб». – Командировки выступают индикатором состояния экономики: спрос смещается в сторону стран Азии и ближайшего партнерского контура, а внутри страны растет доля региональных поездок. В размещении заметна дифференциация: на внутренних направлениях компании чаще выбирают более экономичные форматы, тогда как зарубежные командировки обычно связаны с более статусными задачами и участниками, поэтому значительная часть размещений приходится на отели категорий «четыре и пять звезд»».
Доля зарубежных командировок в общей структуре размещения осенью 2025 года составила 9%. Спрос на зарубежные размещения вырос на 22% по сравнению с летним периодом, однако остался примерно на четверть ниже уровня осени 2024 года. Средняя продолжительность проживания за рубежом составила 3,3 ночи, а средняя стоимость ночи выросла к лету на 20% и достигла 17 400 рублей за ночь (-2% к осени 2024 года). В структуре зарубежных размещений превалируют отели дорогого сегмента, на них суммарно пришлось 82% ночей: 44% обеспечили четырехзвездочные объекты, пятизвездочные – 38%.
Китай удержал лидерство с долей 39% всех зарубежных ночей (37% прошлой осенью, 47% летом 2025), сохранив объем бронирований на уровне лета 2025 (-21% к осени 2024 года). Казахстан занял второе место с долей 12%, показав рост к лету на 16% (-22% к осени 2024 года), Узбекистан – третье место с долей 7% при росте к лету на 28% (-15% к осени 2024 года). Также в топ-10 вошли Беларусь (+21% к лету, +7% к осени 2024 года), Турция (+59% к лету, -16% к осени 2024 года), Сербия (+157% к лету, -39% к осени 2024 года), ОАЭ (+183% к лету, -37% к осени 2024 года), Армения (+74% к лету, -11% к осени 2024 года), Южная Корея (-39% к лету, -45% к осени 2024 года) и Индия (+37% к лету, -20% к осени 2024 года).
По числу ночей в зарубежных командировках сотрудники IT- и телеком-компаний вновь вышли на первое место – их доля достигла 24%, а число ночей выросло по сравнению с летом на 68% (-45% к осени 2024). Компании нефтегазовой промышленности и энергетики заняли вторую позицию с долей 21%, сократив зарубежные ночи на четверть к лету (-34% к осени 2024). Фармацевтические компании стали самым быстрорастущим сегментом: их доля увеличилась до 10%, а спрос вырос на 89% к лету и на 18% к осени прошлого года.