Наверное, каждая часть великой Руси имеет своего святого. Для центра это Сергий Радонежский, у нас на Северо-Западе поклоняются Александру Свирскому.
Я видела как в этот вечерний час многие подходили к святым отца со своими болями, просьбами. Они долго разговаривали. Поможет или нет — дело веры, с которой они сюда приехали
Мы приехали в эту Северную лавру уже к вечеру и увидели всю красоту монастыря в закатных северных лучах. И я подумала, что наверное, сам Бог указывал строить именно здесь.
Сначала мы зашли в Троицкий собор, который открыли специально для нас. Но с одной оговоркой — фото не делать. Ну какого туриста /блогера/журналиста это остановит? Но произошло первое чудо: на моей камере не осталось ни одного кадра из монастыря. Поэтому прибегну к помощи моих спутников.
Второе чудо — фрески летнего Троицкого собора неожиданно стали проявляться. Да-да, я была в нем года три назад, все было мутно и непонятно. А сейчас они просили старинной красотой. Правда, ученые говорят, что это не чудо, а просто регенерация. Как нам не хватает чудес!
А сам факт находки мощей Александра Свирского? В 1918 году из монастыря изъяли все серебряные предметы, в том числе и раку святого. Что делать с его останками, которые больше походили на восковую куклу, чем на кости давно умершего человека? Их передали на хранение в Ленинград, в музей Военно — медицинской академии. Поиски начались в 1997 году. Ими руководила инокиня Покрово-Тервенического монастыря Леонида (Сафонова). До принятия монашества она более 30 лет работала биологом. В запасниках нашли ящик для хранения экспонатов — без номера и архивной карточки. Только с надписью: «мумифицированное тело неизвестного мужчины». И все. Из академии тело передали в Городскую судебно-медицинскую службу на экспертизу, которая показала, что тело подходит под оставленные хроникерами описания мощей Александра Свирского.
Мощи летом хранятся в Троицком соборе, переезжая на зиму в Преображенский собор. Именно там я впервые увидела копию Туринской плащаницы. Копии делают особым образом, когда раз в два года в Турине открывают плащаницу для проведения исследований. Тогда же специалисты фотографируют изображение, а затем переносят его на натуральный хлопок, в точности соблюдая размеры и вид оригинала.
В 2006 году одну копию Туринской плащаницы преподнесли в дар Александро-Свирскому монастырю, освящение ее возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
На тот момент в мире это была шестая копия
Всего копий в России сейчас три — в московском Сретенском монастыре, в Казанском соборе и здесь, практически на окраине земли русской. Копия находится в церкви во имя святого пророка Захарии и праведной Елисаветы, примыкающей к Преображенскому собору, где размещены рака с мощами Александра Свирского. Недавно плащаницу начала мироточит. Даже я смогла рассмотреть подтеки и капли, оставленные миром.
Закончила я свое посещение монастыря в Часовне Троицы Живоначальной, построенной на месте кельи, где преподобному Александру явилась Святая Троица.
Дело было так.
Ночью, когда Александр молился, вдруг воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трёх Мужей, облачённых в светлые белые одежды. Освящённые небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из Них держал в Своей руке жезл.
Далее события развиваются так:
Александр пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли.
Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся».
Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель.
Он снова пал на колени, взывая о своём недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное.
Александр спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трёх Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы».
И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.
Святые отцы стояли на песке, который до сих пор неиссякаем — каждый может взять с собой мешочек. Говорят, у него чудодейственная сила при болях. Я не избежала соблазна и взяла немного для друзей и подруг, у которых неприятности с опорно-двигательным аппаратом. Но, если нужно, мешочек с песком можно купить и в монастырской лавке
А дальше мы отправились в совершенно неизвестный мне край области — Приозерск. На первый взгляд, это совершенно финский город — под наше управление после долгого присутствия там соседнего государства он перешёл после Великой Отечественной войны. Даже Центральная часть — бульвар Эспланада — напоминает Выборг. Но о Приозерске я заговорила вот почему. Там есть Всесвятский храм, который совсем не похож на православный собор.
Проект разработал финский архитектор Аренберг в так называемом «неорусском» стиле и является уникальным образецом эклектики рубежа XIX-XX веков. В проекте храма соединены мотивы русского храмового и карело-финского народного зодчества, византийские мотивы.
У него тоже сложная судьба. Построили при городском кладбище — родственникам усопших во все времена хотелось, чтобы рядом с близким им человеком был его Ангел в независимости от того, как звали почившего… Но есть у него и иное имя — Андреевская церковь. Дело в том, что деньги на постройку незадолго до своей смерти завещала купеческая дочь Авдотья Андреева.
Естественно, родственников такое завещание не устроило. И долго-долго стороны гражданского процесса доказывали его законность в разных судебных инстанциях. Так или иначе, но 17 декабря 1874 года завещание было окончательно узаконено на заседании Санкт-Петербургского городского суда.
Дальнейшая судьба собора соответствует эпохе.
Весной 1940 года, когда в городе утвердилась советская власть после зимней кампании, храм был закрыт, летом 1941 года в его здании расположился штаб авиаполка, но с приходом финнов богослужения возобновились. Здание церкви сильно пострадало от пожара 1943 года.
В послевоенные годы ее превратили в склад газовых баллонов. Пожар 1985 года серьезно повредил кровлю и остатки внутреннего убранства. В таком виде в конце 1988 года здание было возвращено церкви для размещения в нем подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Патриарх Алексий II посчитал, что именно из Приозерска удобнее всего добираться на остров.
Сейчас это была одна из красивейших церквей на нашем пути. Яркая, построеннная из финского красного камня, она опять питает энергией, энергией веры.
А дальше через пару дней небольшой рассказ об энергии отдохновения.
Татьяна Бушманова
Фото newreportage.ru / Владимир Желтов