Юрий Сергеевич Тюкалов – двукратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион Европы, заслуженный мастер спорта (1952) и заслуженный тренер по академической гребле, художник, архитектор, Член Союза архитекторов СССР, Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2002).
Фильм «Первый на Олимпе», Россия, 2025
Жанр: драма, экшн
Производство: Star Media, телеканал «Россия», «Централ Партнершип», при поддержке Фонда кино
Режиссер: Артем Михалков
Генеральные продюсеры: Антон Златопольский, Вадим Верещагин, Андрей Тартаков
Продюсер: Ясмина Бен Аммар, Мария Гречишникова
Исполнительный продюсер: Наталия Горина
Линейный продюсер: Платон Эмих
Автор сценария: Михаил Зубко
Оператор-постановщик: Сергей Мачильский
Художник-постановщик: Евгений Качанов
Художник по костюмам: Наталья Салтыкова
Художник по гриму: Марина Красновидова
Художник по реквизиту: Наталья Алексеева
Консультанты и тренеры по гребле: серебряный призер Олимпийских игр (1980) и двукратный чемпион мира (1977, 1981) Виталий Елисеев, серебряный призер Чемпионата мира (1985) и главный тренер сборной России по академической гребле Юрий Зеликович, мастер спорта Олег Волобуев
Консультанты: серебряный призер Олимпийских игр (1980) и трехкратный чемпион мира (1981,1985,1986) Николай Пименов, серебряный призер Олимпийских игр (1976) и двукратная чемпионка мира (1974, 1975) и Европы (1971, 1972) Галина Ермолаева, двукратная чемпионка Европы (1971, 1972) Елизавета Кондрашина, президент Санкт-Петербургского гребного общества Виктор Богачев, олимпийский чемпион (2004), двукратный чемпион Европы (2007, 2011) и президент Федерации гребного спорта Алексей Свирин
В ролях: Глеб Калюжный, Андрей Смоляков, Артем Быстров, Елена Лядова, Владимир Ильин, Ирина Паутова, Алексей Кравченко, Иван Стебунов, Антон Филипенко, Марк-Малик Мурашкин и другие.
Дистрибьютор: «Централ Партнершип»
Релиз: 9 октября 2025 года
В основе фильма – подлинная история человека, чья невероятная судьба доказывает: сила духа способна творить чудеса даже в самые сложные времена. Юный блокадник Юра Тюкалов (Глеб Калюжный) пришел в спорт после войны, когда у него, казалось, не было сил жить, а не то что вести изнурительные тренировки по академической гребле. Но после встречи с тренерами Михаилом и Верой Савримович (Артем Быстров и Елена Лядова) у Юры открывается второе дыхание, и он начинает жизнь заново. Судьбы, обожженные войной, соединились в команде, где все поддерживают и вдохновляют друг друга. Победы даются нелегко, но у Юры есть любовь, талант и родная команда, которую не остановить: их цель – Олимпиада в Хельсинки.
Трейлер можно скачать по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/pnxGwcnulc5Tbg
Факты о фильме
Родился 4 июля 1930 года в Ленинграде. Свои первые шаги в академической гребле сделал еще в шестилетнем возрасте, вместе с отцом пересекая Неву на лодке.
Когда Юре было 11 лет, началась война. Отца забрали на фронт, а мальчик вместе с мамой остался в осажденном городе. В 12 лет начал работать водовозом: возил 300-литровую бочку с водой из Невы. Вместе с другими мальчишками дежурил на крышах, где они тушили зажигательные бомбы. За свой труд был удостоен медали «За оборону Ленинграда».
После окончания войны, в июне 1945 года, Юрий записался в гребной клуб «Красное знамя». Тренировки Тюкалов совмещал с учебой, параллельно поступив в Высшее художественно-промышленное училище им. Веры Мухиной (ныне – Санкт-Петербургская Государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица) на факультет художественной обработки металла.
В период с 1949 по 1951 год Тюкалов одержал две победы на чемпионатах СССР в «четверках» и «восьмерках», а чуть позже попробовал себя в одиночном плавании, где также добился большого успеха.
В Хельсинки-1952 на первую для СССР Олимпиаду Тюкалов отправился одним из претендентов на медаль, но не главным: предпочтение отдавалось американцу Джону Келли и австралийцу Мервину Вуду. Однако Юрию удалось сотворить сенсацию и стать первым олимпийским чемпионом в СССР. Одновременно с золотой медалью чемпиона ему вручили и высшую награду гребного клуба Финляндии.
После в паре с Александром Беркутовым Тюкалов выиграл ряд чемпионатов Европы, еще одно золото Олимпийских игр в 1956 году, а в Риме-1960 стал серебряным призером.
Последнюю золотую награду в спорте Тюкалов завоевал прямо в свой день рождения в 1962 году: в паре с Вячеславом Ивановым они одержали победу в Золотом кубке в Филадельфии. С 1968-го по 1972-й год возглавлял сборную страны по академической гребле, став еще и заслуженным тренером.
После окончания спортивной карьеры Тюкалов сосредоточился на творчестве. Еще в 1952 году после первого олимпийского золота Юрий потратил свои премиальные на шведский граверный набор, который служил ему многие годы. А диплом с отличием об окончании Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной Юрий Сергеевич получил сразу после Олимпийских игр 1956 года.
Темой творчества Юрия Тюкалова стала история России, море и российский флот. Чеканное панно работы Тюкалова установлено в центре мемориального зала Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Он выполнял заказы Музея городской скульптуры, Музея истории Ленинграда. Восстановил бюст Петра Первого в Петропавловском соборе. Оформлял кают-компании противолодочных кораблей «Гангут», «Бородино», делал бюст Петра I для крейсера «Петр Великий». Его работы украшают атомоходы «Арктика», «Сибирь», «Россия». Двадцать работ Тюкалова находятся в музее-заповеднике «Бородинское поле», бюсты знаменитых россиян – часть многих отечественных музейных коллекций.
Был дважды женат. От первого брака родился сын Юрий, ставший впоследствии иконописцем. Погиб в возрасте 60 лет. Второй раз Юрий Тюкалов женился на работавшей экономистом в художественном фонде Софии Георгиевне Подгорновой младше его на 17 лет. Они прожили в браке более 30 лет.
Юрий Тюкалов скончался 19 февраля 2018 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Создатели о фильме
Артем Михалков, режиссер
О фильме
Это история невероятно интересной жизни Юрия Тюкалова, первого олимпийского чемпиона СССР по академической гребле. Это кино про судьбу человека, даже судьбы людей, а в них – и личные взаимоотношения, и трагедии, и выбор, и борьба, и страхи, и воля к победе. Конечно, кино будет зрелищным и драматичным, – гребля вообще фантастически красивый вид спорта, и в таком объеме в России его точно еще никто не снимал. Но для меня прежде всего важен человек, его отношения, его вызов, все, что происходит в его душе на самых крутых поворотах судьбы.
О лодках
События в фильме развиваются в 40-50-е годы прошлого столетия. И для нас было принципиально важно, чтобы лодки, в которых соревнуются и тренируются наши герои, соответствовали эпохе и были подлинными. Они – часть нашего кино. Поэтому в фильме снимаются исключительно лодки тех лет: мы собирались их по всей нашей большой стране, находили заброшенными, стоявшими в чуланах и гаражах, на них даже нельзя было выходить. Но за год подготовки картины они все были восстановлены идентично тому времени: вся фактура, весла, все было досконально проработано. Надо отметить, что ретро-лодки немного отличаются от современных: там другие весла, чуть иная посадка, настраиваются они очень сложно. Но крайне важно соприкасаться с историей через детали. Ведь когда прикасаешься к тем лодкам, к той фактуре, к тем веслам, к той банке, вертлюгам, это дает артистам почувствовать себя в том времени. Когда артист садится в такую лодку – это его прикосновение к истории. И, мне кажется, в этот момент он думает о Тюкалове, о том, как он шел к своему чемпионству, как побеждал.
О сложно-постановочных сценах
Мы очень долго думали над тем, как создать для зрителя аттракцион в водных сценах. С одной стороны, гребля – это действительно очень интересный и сложный вид спорта. С другой, это достаточно плавный, цикличный вид спорта, и чтобы сделать его кинематографически интересным, захватывающим, требуется много усилий. И придумали, как снять так, чтобы зритель ощущал себя в этой лодке, испытывал адреналин гонки, ощутил то, что сам Юрий Тюкалов, находясь в лодке-одиночке, чувствовал, когда шел к своей победе. Это был для нас определенный вызов, творческий поиск визуального решения гребли. Федор Журов, который занимался CG-графикой на картине, разработал уникальные плоты, с которых велись съемки водных экшн-сцен, – такого вообще нет больше в мире! Благодаря этим плотам удалось технически сделать интересные кадры.
Сергей Мачильский, замечательный художник и большой оператор, изучил греблю досконально. И при помощи решений, которые были приняты и разработаны до съемок, уже на площадке мы понимали, как правильно снимать, какая должна быть скорость. И как раз съемки с плотов, с кранов помогали нам сделать этот вид спорта максимально эффектным.
О гребле
В водных сценах трюки исполняют непосредственно артисты. Гребля – сложнейший вид спорта, в нем работают 95 процентов мышц. И тут надо иметь абсолютную синхронность. В связи с этим, конечно, без тренировок было бы невозможно делать те кадры, которые мы делали с Глебом Калюжным и Артемом Быстровым.
И до съемок, начиная с марта, когда было еще холодно, они ходили тренироваться на одиночках. Актеры учились ощущать эти лодки, правильно грести, правильно делать захват. Там очень много сложных движений, которые они оттачивали с нашими тренерами. Даже я сел в лодку, и в двойке греб, и в одиночке, падая в воду.
Благодаря нашим актерам, которые к старту съемок уже сидели в лодках и продолжали постоянно тренироваться, мы смогли воплощать самые смелые решения. Конечно, под пристальным вниманием наших консультантов, профессиональных спортсменов, которые каждый день были на площадке в постоянном контакте с артистами.
Глеб Калюжный глубоко вник в историю этого интереснейшего вида спорта. Мне кажется, он теперь может смело выступать на соревнованиях по гребле, потому что его столько обучали правильно грести, столько у него было сцен на воде! Он безостановочно греб, много раз падал в воду, и все это влияло на то, как он воплощался в эту роль.
О вызове
Для меня эта картина – большой жизненный этап, очень много было важных моментов, которые, уверен, запомнятся на всю жизнь. Съемки были очень сложными, мы снимали и на воде, и в центре Санкт-Петербурга, и рядом с Санкт-Петербургом. В этом фильме для меня было много вызовов: и потому, что это исторический проект с большим количеством декораций, и потому, что это про академическую греблю и так еще никто не снимал этот вид спорта, и потому, что много новых артистов, с которыми я не работал. Но это было увлекательное путешествие с невероятной группой!
Глеб Калюжный, исполнитель роли Юрия Тюкалова
О герое
Мой герой Юрий Тюкалов – великий олимпийский чемпион, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, заслуженный тренер по академической гребле, художник, архитектор. Это человек, который смог преодолеть себя и все те обстоятельства, с которыми любой другой не справился бы. Когда я начал изучать биографию Юрия Сергеевича, меня поразили все факты его жизни, все этапы становления его личности. Восхищает совокупность его талантов, его многогранность и сила воли. И, безусловно, внутренняя уверенность, спокойствие, целеустремленность, терпение. Это те качества, которые меня очень подкупают. Интересно, что он был и скульптором, и спортсменом – две разные грани этого человека, разные миры.
Готовясь к роли, я пересмотрел все спортивные драмы, какие возможно было, – от советской классики до современных фильмов. Смотрел много интервью непосредственно с Юрием Тюкаловым. К сожалению, очень мало кадров, где он в юности, но я постарался как-то считывать его мимику, жестикуляцию. А еще читать и общаться, узнавая факты из его биографии. На съемках один из гребцов мне рассказал, как Тюкалов примерно в четыре часа утра, задолго до начала тренировки в клубе «Красное знамя», приходил, снимал в эллинге окно, изнутри открывал его, выносил лодку и занимался. Потом также заносил лодку, ставил окно на место, и затем заново тренировался со всеми.
О гребле
Гребля – самый непростой вид спорта, который мне когда-либо доводилось осваивать, намного сложнее, чем кажется: здесь задействовано 95 процентов групп мышц. Но и намного интереснее. И это то, что уже навсегда с тобой: вот как один раз на велосипеде научился ездить, так и научился грести. Но так как я раньше никогда не занимался греблей, получилось у меня далеко не с первого раза. Однако я люблю трудности, поэтому, для того чтобы на экране все выглядело достоверно, я тренировался ежедневно от двух до трех с половиной часов под руководством Виталия Михайловича Елисеева, заслуженного мастера спорта СССР, серебряного призера Олимпийских игр. И так как мне очень понравилось, я не планирую сворачивать занятия после завершения съемок. Кстати, уже согласившись на роль, я узнал, что мой крестный отец занимался академической греблей и был мастером спорта.
О съемках
Все, что происходило во время съемок, меня поразило и впечатлило. Каждый съемочный день был как отдельная тренировка. Картина была непростая для меня в плане производства и реализации, но, надеюсь, я справился, потому что выкладывался на 200 процентов. И всегда стараюсь так делать, потому что считаю, что проходных кадров и сцен в кино не должно быть.
Елена Лядова, исполнительница роли Веры Савримович, тренера Юрия Тюкалова
О героине
Априори учителя и тренеры – это главные люди в судьбе многих известных людей. Они дают старт в профессии, учат мужеству. И в нашей истории моя героиня Вера Савримович и ее супруг Михаил Савримович, которого играет Артем Быстров, – это исторические персонажи, известные спортсмены, тренеры по академической гребле, сыгравшие серьезную роль в жизни и становлении такого спортсмена как Юрий Тюкалов.
Сложно сказать, какая была психофизика у Веры Савримович, поскольку видеоархивов не сохранилось, хотя, конечно, во время подготовки к съемкам мы смотрели какие-то фотоархивы, и есть какие-то биографические данные. Но в любом случае в моем исполнении Вера Савримович, наверное, отличается от той, какой она была на самом деле. Да и внешне мы совсем разные. Но в фильме это художественный образ, и нам важно было показать стержень ее стального, спортивного характера.
О Юрии Тюкалове
Юрий Тюкалов – сильный духом спортсмен. Непростая личность с непростой, тяжелой судьбой. Человек закаленный, мужественный, который шел упорно к своей цели, стал победителем. Для моей героини Юра – ее Галатея, любимый ученик, она верила в его победу и очень надеялась на то, что он станет первым. Так и вышло. Я не знаю, какие были взаимоотношения у реальной Веры с настоящим Юрой, но у нас в фильме показаны личные отношения на пограничном уровне «мать–сын» и «тренер–ученик».
О гребле
Спорт вообще тяжелый труд, академическая гребля в том числе. Мне удалось немного прикоснуться к этому миру: у меня было несколько ознакомительных тренировок, чтобы я понимала, о чем идет речь, знакомилась с техникой. Но в кадре я в основном на берегу, поэтому на съемках испытания больше достались парням, особенно нашему главному герою Глебу Калюжному.
Артем Быстров, исполнитель роли Михаила Савримовича, тренера Юрия Тюкалова
О герое
Мой герой Михаил Савримович – тренер нашего первого олимпийского чемпиона Юрия Тюкалова. Это реальный человек с интереснейшей судьбой. Заслуженный мастер спорта СССР. Человек, прошедший войну, человек тонкий и слышащий, который любил свое дело и передавал свое мастерство и знания своим ученикам. Готовясь к роли, я читал книги об академической гребле и за несколько месяцев до старта съемок начал тренироваться, постигая азы академической гребли.
Ирина Паутова, исполнительница роли Шуры
О героине
Моя героиня Шура – студентка Мухинского училища, учится на художника-дизайнера. Она живет благой целью – хочет помогать обществу, делать его лучше, удобнее, красивее. Это человек с целью, с мечтой, к которой она уверенно идет.
Их встреча в стенах училища с Юрием – судьбоносная, она раскрывает обе души: Шура помогает ему, он – ей, и вместе они находят силы к свершениям. Когда я изучала биографию Юрия Тюкалова, там было мало уделено внимания его личной жизни. Знаю, что у него была жена, но не уверена, что она – прототип моей героини. Для себя я решила, что Шура – это прообраз той любви, которая может дать силы свернуть горы, покорить новые вершины и совершить те подвиги, на которые мы даже не думали, что способны.
Об образе
У моей героини очень стильные, нежные, красивые, яркие образы. Я вижу во всем этом женственность, которая в наше время стала более расслабленной. Но вообще одежда для Шурочки гораздо больше, чем просто одежда, это ее способ самовыражения. Шурочка живет в своем мире, который сама придумала, нарисовала и сшила. Она несет в себе свет и яркие краски, чтобы мир окружающих людей также становился чуточку лучше.
О гребле
До съемок я мало знала, что такое академическая гребля. И очень много расспрашивала у Глеба про этот вид спорта. Он признался, что это безумно сложно. Потом познакомилась с ребятами-спортсменами, которые у нас снимались. Было безумно интересно за ними наблюдать, настолько это невероятно эстетически красиво, настолько безумно сложно! В общем, я восхищена и с большим уважением отношусь к этим спортсменам.
О фильме
Я не знаю, как можно, прочитав или посмотрев такую историю, остаться равнодушным. Мне кажется, это невозможно. Фильмы про спорт всегда держат в напряжении, и ты испытываешь невероятный спектр эмоций при просмотре. И особенно все это сильнее захватывает, когда понимаешь, что это про жизнь реального человека, про его путь. Это безумно интересно и смотреть, а уж тем более в такой истории участвовать. Поэтому у меня, конечно, не было ни малейшего сомнения, сниматься в этом фильме или нет, наоборот, я очень хотела и рада, что это получилось!
Андрей Тартаков, продюсер
Идея сделать фильм о Юрии Тюкалове родилась в обычном разговоре с Дмитрием Губерниевым, от которого я узнал, что этот первый советский олимпийский чемпион по академической гребле, гордость советского спорта, был еще и замечательным скульптором. В составе авторского коллектива Тюкалов работал над созданием значимого для страны Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.
В нашем проекте сочетается эффектно снятый соревновательный процесс и искренняя человеческая история, построенная на преодолении героем самого себя. Для нас было очень важно придумать, как перенести на экран те страсти, те эмоции, которые сопровождают каждый заезд в гребле. Благодаря нашим партнерам по производству фильма мы сделали уникальные технические приспособления, которые позволили снимать академическую греблю так, как до нас этого никто не делал. Это будет «Формула-1» на воде!
Михаил Зубко, автор сценария
Прежде идеи о конкретном фильме и реальном герое возникла мысль сделать фильм о первом советском олимпийском чемпионе, независимо от вида спорта. Так мы открыли феномен Юрия Тюкалова, который стал сенсацией на первой для Советского Союза как государства Олимпиаде 1952 года. На эту Олимпиаду приехала, по сути, сборная ветеранов – фронтовиков и подростков, которые выросли в тяжелейшие годы войны. Это уникально с точки зрения результатов, которых удалось добиться команде. Участие СССР стало интригой для всего мира. Сможет ли страна, победившая в войне и так многое отдавшая этой победе, победить в спорте? Смогут ли наши спортсмены выступить наравне с теми, кто тренировался в заведомо более выигрышных условиях? Это напряжение мы постарались отразить в финале.
Фигура Юрия Тюкалова оказалась идеальным маркером этой ситуации. Подростком он чуть не умер от голода в осажденном Ленинграде, страдал, как и многие блокадники, от дистрофии. Совершенно невообразимо, как он в принципе стал профессиональным спортсменом, затем чемпионом среди советских гребцов, а потом еще и первым олимпийским чемпионом из СССР.
В понимании характера Тюкалова нам помогла подсказка спортивного комментатора Дмитрия Губерниева. Он рассказал легенду, ходившую среди гребцов, о том, как на финальной гонке Олимпиады, перед самым стартом, у Тюкалова случился психологический надлом. И в момент, когда все рванули, – а в гребле счет идет на доли секунд, – он замешкался и даже не начал грести. Но, несмотря на это, все равно вступил в гонку и выиграл! Этот эпизод, безусловно, вошел в фильм.
И вот из этих двух моментов и появилась идея нашего фильма: желания узнать, кто был нашим первым олимпийским чемпионом, и легенды о невероятной победе в финале первой для СССР Олимпиады.
Информации о героях того времени крайне мало, и в сценарии мы старались соблюсти баланс между драматургическим напряжением истории, которое обязательно нужно, чтобы кино получилось интересным, и попыткой разглядеть в персонажах важные детали именно их эпохи. Настоящим свидетелем стал для нас Вячеслав Иванов, трехкратный олимпийский чемпион. Сейчас ему 85 лет, и он до сих пор приезжает на регаты. Иванов был знаком с Тюкаловым, и для нас было очень важно пообщаться с теми, кто знал нашего главного героя в жизни.
В сценарии, конечно, много и художественного вымысла. Но интересно, что о самых невероятных ситуациях, которые показаны в фильме, обычно думают, что они придуманы, но именно они оказываются воспроизведенными с фактической точностью реалиями.
В подготовке сценария и производства нас очень поддержало сообщество действующих гребцов. Они отметили главное достоинство нашей истории – то, что удалось угадать дух времени: атмосферу возрождающегося спорта, гребли, которая набирает популярность после войны, и образы спортсменов, ставших для всей страны олицетворением новой мирной жизни.
Пожалуй, это было самое важное для нас, потому что, на самом деле, фильмов про войну снимают очень много, но очень мало фильмов о том, как жить после войны: как преодолевать боль, травмы и страх, который остается. Как раз об этом и расскажет наша история, на языке спорта.
Наталья Салтыкова, художник по костюмам
При подготовке я изучила много исторического материала — фотографии, фильмы. События нашей картины происходят в послевоенное время, и тогда одежду часто шили сами из-за дефицита. Наша героиня Шура, к примеру, сама себе шьет наряды. А мужчины часто донашивали элементы военной формы — галифе, гимнастерки, армейские сапоги. И главный герой Юра, в частности, носит морской бушлат, что добавляет аутентичности.
Но особое внимание мы уделили спортивным костюмам тех лет: эмблемы, нашивки, цвета, обувь. У каждого советского клуба и каждой иностранной сборной были свои цвета, свои эмблемы – некоторые из них мы обнаружили в Музее финского спорта, который находится в Хельсинки. Основные костюмы и спортивную форму для персонажей готовили с нуля. Мода за 70 лет сильно изменилась, особенно в спорте, так что пришлось шить спортивные трусы, майки, костюмы для Олимпиады с надписью «СССР». В картине два вида спортивной одежды – для Олимпиады и тренировок. Синие спортивные костюмы советских спортсменов – это вязаный трикотаж, как и было в 50-е годы. Настоящий эксклюзив, такую форму нигде не купить – по нашим эскизам их связали ребята из Костромы. Шили также гражданскую одежду – двубортные костюмы для мужчин, платья, юбки, брюки и культовые «москвички». Удалось найти и подлинную одежду, в основном женские шифоновые платья — они придали атмосферу времени. А вот обувь пришлось заказывать. Оригиналов почти не сохранилось, да и размерная сетка поменялась — в 50-х средний женский размер был 36–37, а сейчас часто встречается 40-й.
Елисеев Виталий Михайлович, заслуженный мастер спорта СССР, серебряный призер Олимпийских игр, двукратный чемпион мира
Рассказать о гребле за две минуты невозможно, потому что это один из самых сложных видов спорта: функциональный, силовой, координационный, психологический. Единственный из Олимпийских видов, где финишируют спиной вперед.
Как готовили актеров к съемкам? Это было зимой, в Москве. Начинали с того, что мы давали азы: что за инвентарь, как им пользоваться, из чего состоит лодка, как в нее сесть, как положить на воду, как выполнить гребок. А когда вода вскрылась и лед ушел, уже непосредственно показывали, как лодку положить на воду, как в нее сесть, как ее разгонять. И актеры, и режиссер Артем Михалков все это проходили, учились, что делать в случае переворота, потому что они обязательно переворачивались, это неизбежно.
Все были позитивно настроены на учебу и на то, чтобы узнать, что это такое. Не зря говорят – «Мили делают чемпионов», точно так же и объем выполненной работы позволяет приобрести навык и понимание, что делать. Наши ученики быстро все схватывали и, что важно, были психологически настроены, хотя самые первые уроки показали, как это непросто. Актер Антон Савватимов понимал, что необходима и силовая составляющая гребка. И помимо наших тренировок еще посещал фитнес-центр, где работал именно над теми мышцами, которые работают в гребле. А здесь работает, грубо говоря, 96-98 процентов всех мышц, из которых мы состоим, включая мимические.
Юрий Зеликович, серебряный призер Чемпионата мира, мастер спорта международного класса, главный тренер сборной России по академической гребле,
Олег Волобуев, мастер спорта
О тренировках
Все актеры, которые снимались на воде, начали готовиться заранее, ближе к декабрю 2023 года. Тренировки начались с вопросов: агенты артистов звонили и спрашивали, достаточно ли трех занятий. Я отвечал, что и трех лет не хватит, но если уж минимизировать, то потребуется хотя бы тридцать тренировок. Сначала они осваивали технику на гребном тренажере «Концепт-2», а затем в специальном бассейне для гребли. Актеры, особенно Артем Быстров, были в восторге от таких возможностей и отмечали, что у нас можно готовиться не хуже, чем в Голливуде. Хотя тренировок было меньше, чем нужно, актеры все равно были достаточно подготовленными к началу съемок.
Весной, когда потеплело, Артем Михалков сам выходил на воду пять раз, чтобы лучше понять, как все происходит на практике. Например, в сценарии было указано: «Тюкалов взял лодку, кинул на воду, прыгнул в нее». На самом деле такого быть не может, все гораздо сложнее. И, чтобы таких недопониманий было меньше, режиссер тоже тренировался. Елена Лядова, которая по сценарию должна была грести на прогулочной лодке, также приезжала на тренировки. Владимир Ильин очень серьезно подходил к своей роли и часто обращался за советами, спрашивал, что нужно говорить в разных ситуациях, на что обратить внимание.
О лодках
Работа с советским оборудованием оказалась довольно сложной из-за его особенностей. Актеры тренировались на современных лодках, но для съемок использовали деревянные ретро-модели, с веслами другой формы. Эти весла были значительно тяжелее, что создавало дополнительную нагрузку на плечи. Однако если человек умеет грести на современных пластиковых лодках, то через 15-20 минут он адаптируется и к деревянным.
Каждая лодка подгонялась под спортсмена индивидуально: требовалось учесть длину ног, настроить подножку, отрегулировать внутренний и внешний рычаг. Эти технические тонкости даже современные спортсмены не всегда знают, а тогда настройка была еще сложнее и происходила по-другому. На съемках собрался универсальный коллектив мастеров высокого класса, которые не только тренировали актеров, но и помогали настраивать лодки под каждого.
О Глебе Калюжном
Когда проект стал приближаться к съемкам, Глеб Калюжный приходил на тренировки каждый день, учился, вкладывался в процесс по полной. Во время съемок я заметил, что он действительно вжился в роль и работал усердно, как заведенный, проводил много времени в лодке и прикладывал огромные усилия.
Изначально планировалось для многих водных сцен задействовать дублера Глеба. Однако к съемкам актер сам смог брать старты и даже снимался в тех сценах, где изначально планировали дублера. Например, в сцене, где лодка переворачивается, он настоял на том, чтобы выполнить этот трюк самостоятельно. А когда нужно было снять крупным планом руки героя, которые должны быть мозолистыми от многих тренировок, Глеб показал свои ладони, и оказалось, что они тоже все в мозолях.
О фильмах про академическую греблю
Команда взялась за проект, тема которого ранее не была охвачена в российском кино — академическая гребля. И в отличие от многих современных фильмов, где используют компьютерную графику, у нас все было настоящим: и лодки, и аксессуары. Для сравнения, в фильме Джорджа Клуни «Парни в лодке» многие сцены снимались на хромакее, использовались современные технологии и оборудование. Мы же работали, погружаясь в реальность советской эпохи.
Хотя в советском кинематографе были картины о гребле, такие как «Королевская регата» и другие, съемок на воде там очень мало. В фильме, который длится почти два часа, сцен на воде — всего 10-15 минут, причем все снято крупными планами, где даже не видно всей лодки, потому что ее держали. Наша же команда вникла в процесс и довела работу до конца, сделав съемки максимально реалистичными.
О подготовке оборудования
Мы собирали оборудование почти год, объездив всю страну в поисках нужных лодок, весел, деталей, реставрируя и восстанавливая их. Были организованы три мастерские: две в Санкт-Петербурге и одна в Москве, на Гребном канале. Все приводили в почти идеальное состояние.
Когда дело дошло до сцен с Олимпийскими играми, вспомнили, что по правилам весла должны быть раскрашены в цвета национальных флагов. В этом нам помог Николай Игоревич Пименов — многократный чемпион СССР, мира и Европы, призер Олимпийских игр и заслуженный мастер спорта. Он охотно взялся за работу и за неделю разрисовал 11 комплектов весел для всех этапов — от предварительных заездов до финальных олимпийских гонок. Все было сделано невероятно быстро и качественно.
Однажды на съемочной площадке сломался инвентарь, и нам пришлось ночами его чинить, чтобы не задерживать процесс. Наш мастер Семен Алексеевич, плотник с 37-летним стажем, приехал из Москвы специально для работы над этим проектом. Он восстанавливал оборудование вручную, без шлифовальных машин, и успевал справляться с любой задачей. Работая по ночам, он приводил в порядок даже серьезно поврежденные лодки. Местные спортсмены, наблюдая за ним, удивлялись: «У нас такую поломку ремонтируют полгода!». Ведь ремонт лодок из красного дерева — это целая наука: их нужно правильно просушить, склеить, зачистить, отполировать, покрыть лаком и грунтом. Обычно это занимает не один день и даже не одну неделю. Но Семен Алексеевич работал с невероятной скоростью и однажды за ночь починил пять лодок.
Художники тоже внесли огромный вклад в создание атмосферы. Гребной клуб «Красное знамя», который они создали, выглядел так реалистично, что местные жители подходили и говорили, что он выглядит точь-в-точь как настоящий. Это было настоящее произведение искусства, настоящий шедевр.
О съемках гонок
Для съемок гонок на воде был создан специальный плот с моторами, к которому были прикреплены лодки. Это позволяло выдвигать одну лодку вперед относительно другой, создавая иллюзию борьбы и движения на дистанции. Также на плоту установили дождевальные устройства, которые поливали лодки водой, чтобы имитировать плохую погоду. Актеров заставляли проходить по 500 метров четыре-пять раз за смену, что было невероятно трудно. Они действительно выкладывались по полной, и это давалось им тяжело физически. Здесь не было никакой постановки: все происходило по-настоящему, без фальши и технических ухищрений.
О Юрии Тюкалове
Этот человек прошел блокаду, стал дважды олимпийским чемпионом – в одиночке в Хельсинки и в двойке в Мельбурне. В третий раз, на Олимпиаде в Риме, он в двойке занял второе место, и то только потому, что произошла неприятная ситуация: ребята опоздали на автобус, ехали по Риму на такси, попали в пробку и сели в лодку за 20 минут до старта. В гребле важен разогрев: нужно пройти два километра туда и обратно, чтобы подготовиться к гонке. Но у них не было времени, и они фактически ехали на старте и финише с одной скоростью, в итоге немного уступили и пришли вторыми. Потом Юрий Тюкалов стал известным архитектором, а позже почетным гражданином Санкт-Петербурга.
Фото centpart.ru