Показательный конфликт одного из турагентств Ленинградской области с местными налоговыми органами. Фирму привлекли к административной ответственности, посчитав ее платежным агентом.
Ссылаясь на Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», фискалы указали на то, что агентство взимало с плательщиков (туристов) вознаграждение помимо цены, установленной туроператором. По этой логике платежный агент обязан иметь отдельный счет в банке, на который должен сдавать деньги, полученные при расчетах с туристами. Между прочим, такого видения операционной деятельности турагентств придерживается и Роспотребнадзор.
Начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия считает, что для взаиморасчетов с клиентами существуют общие правила, определенные ФЗ № 54 «О применении контрольно-кассовой техники…», и претензии налоговиков в данном случае непонятны. «К сожалению, это не единичный сигнал, – прокомментировал руководитель претензионно-искового отдела ЮА «Персона Грата» Александр Байбородин. – Надзорные органы нередко подменяют понятие «Туристическое агентство» «Платежным агентом». При этом ссылаются на статьи упомянутого Закона. Однако почему-то игнорируют оговорку: положения не применяются при реализации услуг непосредственно физическим лицам. Поскольку турагенты вступают в прямые отношения с клиентами и, кроме того, активно осуществляют продвижение туристского продукта, то к платежным агентам они никакого отношения не имеют».
Юрист также заметил, что из позиции налоговиков следует неправомерность использования турагентствами путевок – только кассовые чеки. То есть деятельность ТА приравнивается к работе автоматов по приему платежей. «Хотя административное наказание невелико – штраф 4 тысячи рублей, в турагентстве собираются оспорить решение налоговой. Мы готовы оказать им юридическую поддержку, чтобы создать прецедент и раз и навсегда устранить разночтения», – добавил г-н Байбородин.