Исследовательский холдинг «Ромир» на основе данных скан-панели потребителей Romir Scan Panel* на фоне пандемии с 19.03.2020 проводит еженедельное исследование «COVID 19: Покупатель послезавтра Настроения и ожидания». Это аналитика и актуальные данные в динамике о том, как россияне меняют привычки, проводят досуг и строят планы в условиях резко изменившейся обстановки и общей неопределенности из-за карантинных мер.
Исследование по данной теме проводилось эксклюзивно для на базе Romir Consumer Scan Panel с соблюдением принципа репрезентативности среди участников. Участвовали точно идентифицированные респонденты.
Бэкграунд исследования.
В марте 2020 г. россияне сильно меняют покупательское поведение, впервые сталкиваются с карантинными мерами и самоизоляцией. Текущие глобальные и локальные события, связанные с объявлением пандемии и распространением COVID-19 неизбежно влекут за собой существенные изменения в настроениях, ожиданиях и, как следствие, поведении российского покупателя.
Это становится причиной сильных флуктуаций, которые на текущий момент наблюдаются на рынке FMCG и ритейла и которые зачастую не поддаются рациональным и логичным объяснениям.
Эти факты и поставили команду «Ромир» перед необходимостью изучения и отслеживания всех сторон жизни российского покупателя в это непростое время с возможностью последующего анализа ключевых трансформаций.
Задача исследования «COVID-19: Покупатель послезавтра. Настроения и ожидания»:
Оценить и проанализировать влияние COVID-19 на изменение покупательского поведения на рынке FMCG и ритейла как на уровне среднестатистического российского покупателя, так и с фокусом на конкретную целевую аудиторию (покупатели определённой категории/группы брендов/бренда).
Данные из исследования: ключевые выводы 20-ая неделя (16.05-22.05.2020 г.). Тематический блок: планирование отпуска и режим работы, финансовое положение и отношение к курсу рубля.
Рынок труда, комментарий.
«Могу отметить, что из анализа динамики всех показателей потребления и поведения, в нашем исследовании за март-май серьезно беспокоят показатели рынка труда по России и в Москве. Ведь, рынок в целом начинается с рынка труда и им же и заканчивается. Если нет безработицы, то и нет конкуренции. Сейчас мы видим обратную ситуацию: из рынка труда, в котором был скорее дефицит по многим специальностям в Москве, сегодня часть людей было переведено на «удаленку»: так в целом по России на текущий момент об этом заявляют 16% трудоспособного населения россиян, в Москве эти цифры еще выше, около 21%. Но уже со второй половины апреля мы видели, что объем тех, кто переведен на частичную занятность и тех, кто начал терять работу, растет. На прямой вопрос о своем карьерном положении нам уже на 11% больше респондентов (по Москве) заявили, что, либо частично, либо полностью потеряли работу. Это очень серьезные показатели и скорее именно это неизбежно может оказать влияние на материальное положение, как индивидуальное, так и домохозяйств в целом. Прогнозировать, что будет дальше, действительно очень сложно.
Кризис, с которым мы столкнулись, аналогов не имеет: это не просто экономический или социальный кризис, слава Богу, что это не очередная революция или война, но то, что это кризис цивилизационный, кризис смысловой, и мы до конца не осознаем его реальные последствия, - абсолютно точно. Нужно время разобраться. Это настоящий вызов для людей, власти, элит, экспертов: вообще понять, что произошло и как поменяется в цело наша жизнь, как изменится общество, рынок.
Говоря об индивидуальном поведении, очевидно, что россияне адаптивны, мы пережили в трех поколениях такое количество потрясений, а за последние 20 лет какие только кризисы не переживали, что и с этим определенно сможем справиться.
Другое дело, что сейчас для сохранения своего места в социуме необходимо как никогда проявлять активность и ответственность. Если ты работаешь, ты должен сегодня работать еще лучше. Если ты потерял работу, то ты должен прилагать усилия, для того, чтобы ее быстрее найти. И в то же время, как психолог, я бы посоветовал концентрироваться на тех задачах, которые вы можете решить, а ко всему глобальному относитесь как к погоде: возьмите вовремя зонтик, наденьте калоши. Это, наверное, самое разумное, что можно сделать в отношении того, на что вы лично никак повлиять не можете», — комментирует президент исследовательского холдинга «Ромир», доктор социологических наук Андрей Милёхин.
Блоки исследования:
Источник: исследование Ромир «COVID 19: Покупатель послезавтра Настроения и ожидания».
Источник: исследование Ромир «COVID 19: Покупатель послезавтра Настроения и ожидания».
**Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Consumer Scan Panel основана на данных потребления 40 тыс. россиян, 15 тыс. домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тыс. человек. Участники панели сканируют QR-коды с чеков и участвуют в анкетировании и онлайн-опросах. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели. Панель Romir Consumer Scan Panel, Возраст: 18+, География: Россия, города 10 тыс.+, данные в динамике март-май 2020г.
Фото: © ТАСС / Сергей Савостьянов