Вчера наступил персидский Новый год.
Начало календарного года в день весеннего равноденствия Новруз празднуют не только в его колыбели Иране, но и в многочисленных тюркских странах по всему миру.
В Петербурге представители азербайджанской, афганской, таджикской, киргизской и других общин встречались за обильными столами, демонстрировали свои кулинарные, танцевальные и вокальные умения, радовались необычно яркому солнцу и общему весеннему настроению.
О смысле наступившего праздника, традициях и современных ритуалах журналистам рассказали петербургские иранисты – сотрудник отдела Востока Эрмитажа Антон Притула, кафедры иранской филологии Восточного факультета СПбГУ Екатерина Писчурникова, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН Виктория Крюкова, а также (посредством телемоста с Москвой и Тегераном) редактор иранской газеты «Родина сегодня» Шервин Тахери и профессор научного центра «Иран Шамаси» Реза Дастджерди.
Наступает персидский Новый год чаще всего 21 марта, но иногда и 22-го или 23-го– в соответствии с «астрологическими показаниями». Точный момент начала года – «саль тахвиль» – иранцы определяют по вхождению Солнца в созвездие Овна. Наступление нового, 1395-го, года пришлось нынче на утро, а вот прошлый, 1394-й, постучался в двери ночью.
Как отметил Шервин Тахери, Новруз (в переводе с фарси – «новый день») является символом древней персидской культуры и неотъемлемой составляющей иранской экономики, ведь готовиться к нему иранцы начинают очень серьезно с окончания предыдущего Новруза. Примерно 20% внутренней торговли Ирана приходится на месяц, предшествующий наступлению нового года.
У традиций иранского Новруза и русской Масленицы, по мнению Тахери, общие корни, заложенные еще древними ариями.
– Праздник весны Масленица уходит глубокими корнями в языческую славянскую культуру, но, когда на Русскую землю пришло православие, эта традиция претерпела существенные изменения, – поясняет он. – Так же претерпел определенные преобразования с приходом ислама и праздник Новруз.
Новруз был известен во всех основных культурах древней Месопотамии. В той или иной форме его праздновали в Шумере, Вавилоне, древнем Эламском царстве, Аккаде.
– Новруз имеет древнейшую традицию, это засвидетельствовала не только иранская культура в своих письменных источниках, но и более ранние культуры эпохи бронзы, которые были распространены как на территории современного Ирана, так и Средней Азии, – подтверждает эксперт Виктория Крюкова.
Ритуалы Новруза сформировались в зороастризме – религии Древней Персии – задолго до появления ислама. Первые достоверные свидетельства проведения обрядов Новруза ученые относят к эпохе Ахеменидов – более 2,5 тыс. лет назад. Тогда же возник сохранившийся до сегодняшнего дня обычай проращивать к празднику побеги пшеницы или чечевицы – «сабзе».
Многие мусульманские правители пытались запретить Новруз как языческий обычай. Сегодня этот праздник торжества жизни широко отмечается в тюркских странах, хотя по сути своей он так и остался зороастрийским.
Главный символ Новруза – скатерть семи предметов «Софре хафт син». Это дастархан из нарядной ткани, на который кладутся семь предметов, начинающихся на букву «син»: «сиб» – красное яблоко (символ красоты и здоровья), «сабзе» – ростки пшеницы (возрождение), «серке» – уксус (долголетие и терпение) либо «сумах» – иранская специя (символ солнца и победы добра над злом), «сенджед» – дикая маслина (любовь), «секке» – монета (богатство и процветание), «сир» – чеснок (здоровье и избавление от несчастий), «саману» – особая пища из пророщенной пшеницы, приготавливаемая специально к Новрузу.
В современном Иране новогодние торжества продолжаются в течение почти двух недель. Предваряет их ритуал «хане текани» (перетряхивание дома) – особая весенняя генеральная уборка, когда чистят, моют и стирают все, от ковров до мебели. Встреча Нового года предполагает оставление старья (и всего плохого – ссор, болезней, неудач) в старом году и обязательное приобретение обновок, которые должны быть яркими и нарядными. Тем, кто не может позволить себе купить одежду к празднику, принято помогать в «праздник близких», на котором раздаются вещи-подарки и милостыня. Обязательно в рамках подготовки к Новрузу и посещение родных могил.
Предновогодние торжества стартуют с фестиваля огня «чахаршамбе сури» (огненная среда): вечером в последний вторник года зажигаются фейерверки и костры, дети и взрослые прыгают через огонь со словами: «Дай мне свою красноту, забери мою болезненную бледность».
Иранского Деда Мороза зовут Хаджи Фируз. В целом он похож на нашего и на Санта-Клауса: у него веселый нрав, ярко-красные шаровары и красный колпак конусом. Но в отличие от европейских коллег у него совершенно черное лицо. В канун Нового года он ходит по улицам городов и сел, разыгрывает уличные представления, распевает песенки-частушки, играет на бубне или барабане, развлекая и радуя детей.
Первое, что следует сделать в новом году, это посетить близких и друзей, поэтому Новруз, несмотря на всю свою «домашность», предполагает немало путешествий.