Если инициатива по созданию СРО будет идти снизу, это может сработать

Со дня на день в Сибири появится вторая саморегулируемая организация в сфере туризма. Примеру Кузбасса решил последовать турбизнес Республики Алтай. Участники существующей здесь ассоциации региональных туроператоров «Алтайское туристское соглашение» сочли необходимым поменять статус.

Президент этого профессионального объединения 

Сергей Зяблицкий  убежден: СРО может оздоровить ситуацию на туристическом рынке отдельно взятого региона. 

- Что представляет собой сегодня операторский и агентский рынки Республики Алтай?

 - В наш регион приезжает в пять раз больше людей, чем здесь проживает. Поэтому у нас в сфере турбизнеса все «не как у людей». Если у соседей в Алтайском крае, Новосибирской, Кемеровской областях и т.д. рынок состоит из множества агентств и небольшого количества операторов, то у нас все наоборот. В Республике Алтай работают около десятка агентств, зато в разы больше фирм, которые обладают признаками туроператоров. Вот этот момент – «обладают признаками» - я хотел бы подчеркнуть, потому что в прошлом году в федеральный реестр у нас вошли только 9 компаний, тогда как фирм, которые занимаются на территории региона приемом туристов, можно насчитать 60-70. Число компаний, которые входят в реестр, год от года уменьшается. Надеюсь, в следующем году в этом секторе будет значительно больше легальных участников, потому что размер фингарантий для тех, кто занимаются въездным туризмом, уменьшен.

 Кроме того, турбизнес Республики Алтай – это около 250 средств размещения, около 300 «зеленых домов» и каждый год строятся новые объекты.

 - Кто входит в региональное профессиональное объединение?

 - В нашу ассоциацию входит более десятка операторов и туркомплексов. Костяк составляют представители туркомплексов «Манжерок», «Царская охота», «Эдем», туристско-информационное агентство «Алтай-инфо», туроператор «Амаду», центр русской культуры села Чепош, «Алтай-рафтинг центр» и т.д.

 - Что подтолкнуло вас к созданию СРО? Какие проблемы может решить новая организация из числа тех, с которыми не справилась нынешняя?

 - Я считаю, что сам статус СРО для нас более удачен. В соответствии с 132-м законом «Об органах местного самоуправления» функции по координации деятельности, осуществлению контроля, надзора и управления туристской отраслью в РФ отнесены к федеральным структурам – Министерству культуры и Ростуризму. Региональные органы, которые созданы практически во всех субъектах, на деле не обладают реальными полномочиями, связанными с регулированием туристской деятельности на местах. А из Москвы делать это практически невозможно. Большинство региональных отраслевых законов также, к сожалению, носит декларативный характер, и они не будут действовать, пока ряд полномочий не перейдет на местный уровень.

 Напомню о слабых местах нашего региона. Во-первых, отсутствует институт подготовки и аттестации туристических кадров, нет единого стандарта - одинаковых для всех требований к специалистам и к программам по их подготовке. Гида-экскурсовода на курсах, например, готовят за 72 часа – это же нереально! Ни один здравомыслящий человек, возглавляющий турфирму, не воспримет всерьез человека, который покажет такую «корочку».

 Во-вторых, не урегулированы вопросы, связанные с обеспечением безопасности на маршрутах в географически сложных условиях. У нас можно сегодня впервые побывать на сплаве, завтра организовать фирму, послезавтра рекламировать водный тур по рекам Чулышман или Башкаус (пятая и выше категория сложности), а еще через день получить страшные новости.

 В-третьих, никак не выполняется приказ Минэкономразвития РФ о государственной классификации средств размещения. Я не знаю сегодня ни одной гостиницы в Республике Алтай, которая прошла бы эту процедуру.

И самое страшное - о чем я говорил вначале: на одной с нами территории работает множество турфирм-теневиков, которые ежегодно организуют активные туры, охоту и т.п., но не состоят на налоговом учете, не включены в федеральный реестр. Зачастую они же принимают и иностранцев. То есть в области организации походов на территории региона царит вакханалия, а наше министерство туризма не может решить эту проблему, потому что не наделено такими полномочиями.

 И тут мы подходим к главному: многие проблемы может решать региональное профессиональное объединение в статусе саморегулируемой организации, потому что оно, в соответствии с законом о СРО, может выполнять определенные государственные функции. Такая организация, например, вправе определить критерии для участия в ней тех или иных компаний. Может требовать для всех входящих в нее компаний обязательную аттестацию кадров, классификацию своих средств размещения и т.д.

- Вы готовы вести такую работу?

 - Что касается аттестации кадров, то тут нам даже не нужно изобретать велосипед - есть готовые лекала и определенный опыт. Когда я работал в органах исполнительной власти, у нас существовала аттестационная комиссия, которая состояла из преподавателей профильных учебных заведений и специалистов в сфере туризма. Будущие инструкторы и гиды, пройдя через нее, получали удостоверения установленного образца. Министерство ушло от этого, потому что федеральным законом такая деятельность для них не предусмотрена. А мы можем этим заниматься, заключив с региональным органом власти соответствующее соглашение.

 Что касается классификации средств размещения, то тут мы можем руководствоваться приказом Минэкономразвития: если СРО захочет проводить эту работу, она должна будет пройти аттестацию в Ростуризме и получить необходимые полномочия.

 По поводу безопасности походов в сложных условиях. В этой сфере нам сейчас доступна только законотворческая и нормотворческая деятельность. Как на федеральном, так и на и региональном уровне это пока белое пятно. Я, например, считаю, что каждый участник коммерческого категорийного маршрута должен быть обязательно застрахован. Пока же это дело добровольное. В группах, с которыми в прошлом сезоне произошли несчастные случаи, застрахованных было 5-10%. Пока петух не клюнет, многие руководители отправляют группы в походы не только без страховок, но даже не встав на учет в поисково-спасательной службе! Норм, которые регулировали бы организацию таких путешествий, вообще нет. Да, есть правила проведения туристских спортивных путешествий на территории РФ, но они распространяются только на членов туристско-спортивного союза, а поскольку это правило общественной организации, то и оно не обязательно для исполнения.

 - Все эти договоренности могут действовать только внутри СРО. Наверняка найдутся фирмы, которые не станут в нее вступать. Что они потеряют?

 - Принимая ту или иную фирму в СРО, мы, естественно, проверим ее биографию. Наше объединение - единственная общественная организация в сфере туризма в регионе. И мы можем гарантировать, что у этих фирм есть все необходимые для работы сертификаты, есть фингарантии, они включены в федеральный реестр, то есть им можно доверять. А чем может подтвердить свою легитимность, допустим, «некто Иванов», который собрал группу через интернет? К кому обратятся его туристы, зная только адрес его электронной почты, если вдруг что-то случится?

 Да, компании, которые работают легально, несут тяжелое налоговое бремя, есть куча других обязательных выплат. А к таким «Ивановым» продолжают идти клиенты, потому что они демпингуют. Это российский менталитет – искать, где подешевле. Во Франции, например, в сложные походы и на восхождения люди идут только с сертифицированными гидами.

 - О том и речь: даже если вы внутри объединения друг с другом договоритесь, пока на «Ивановых» есть спрос, они никуда не исчезнут…

 - Это трудный и долгий процесс, но нужно потихоньку менять менталитет наших туристов, чтобы они не рисковали своей жизнью.

 Вторая сторона медали – менталитет предпринимателей, которые трудятся в нашей отрасли. Образовывая туристов, нужно также способствовать тому, чтобы у бизнеса не было желания оставаться в тени. Необходимо – либо с помощью убеждений, либо с помощью законов - доводить их до мысли, что так работать нельзя, что это рано или поздно приведет к негативным последствиями. Благодаря реорганизации мы встанем на путь создания цивилизованного туристического бизнес-сообщества в нашем регионе.

 - Какие организационные вопросы вы уже проговорили и решили, а о чем еще только предстоит договориться?

 - Мы уже закрепили в уставе процедуру выбора руководителя организации и ее исполнительного органа, определились с организационно-правовой формой существования – это будет некоммерческое партнерство. Пока еще существует прежняя ассоциация, я выполняю обязанности ее главы, поэтому занимаюсь подготовкой документов для приобретения нового статуса, чтобы передать их потом выбранному руководству СРО. После этого, честно говоря, рассчитываю уйти с первых ролей - вокруг много предприимчивых, молодых и креативных людей.

 - Вы планируете опираться на чей-то опыт функционирования СРО в туристической сфере или в других отраслях?

 - Я с большим любопытством интересуюсь, что происходит у наших коллег в Кузбассе. Мы уже договорились, что будем делиться опытом и помогать друг другу. Что касается других областей хозяйствования, то самый большой опыт функционирования СРО накоплен у строителей, потому что они самые первые начали его осваивать. Однако их практика показывает, что государство не достигло цели, к которой стремилось.

 - Не опасаетесь, что и в туризме эти цели не будут достигнуты?

 - Тут принцип такой: когда что-то навязывается сверху в обязательной форме, получается не совсем адекватное восприятие, а соответственно - и реализация. А когда все происходит в рамках закона, но естественно и снизу – это работает. Наша ассоциация, например, существует уже 14 лет, мы нужны друг другу и с удовольствием работаем. Естественно, нас, как и раньше, будет интересовать эффективность нашей работы, мы продолжим после каждого отчетного периода смотреть и разбирать, что сделано, насколько ассоциация полезна членам сообщества и туррынку региона.

 - Новый аэропорт, гигантские инвестиционные проекты – темы, с которыми туризм Республики Алтай попадает в новости. Как они влияют на местный турбизнес?

 - С одной стороны, это позитивные моменты. Пять лет назад я не мог даже мечтать о том, чтобы доставка наших иностранных клиентов осуществлялась через Горно-Алтайск, а не через Барнаул или Новосибирск. Да, рейс не станет массовым, но все равно это свет в окне и серьезная экономия сил и времени для наших гостей из центральной части России и из-за рубежа.

 Еще один свет в окне – расширение Чуйского тракта. На трассе уже появились пробки, потому что поток автомобилей, особенно летом, увеличился в разы. И пусть четырехполосными стали пока только 8 км пути от аэропорта, это все равно дает возможность машинам перестроиться и двигаться дальше со своими скоростями.

 «Алтайская долина» и горнолыжный комплекс «Манжерок», несмотря на все проблемы, - тоже важные проекты. В республике только два теплых водоема, а озеро, которое строится на территории ОЭЗ, это еще одна возможность предложить туристам отдых у воды. Горнолыжный комплекс – перспектива для увеличения турпотока зимой.

 Но проблема в том, что авторы этих проектов страдают гигантоманией. Например, первоначально планировалось, что номерной фонд ГЛК «Манжерок» будет состоять из 12 тыс. мест. Потом, правда, эту цифру снизили до 6 тыс., а сейчас уже говорят о трех, но и это немало. Жилой фонд «Алтайской долины» тоже во всех проектах оценивается в 3,5 тыс. мест. Надо ли нам столько? Неужто кто-то верит, что все эти места можно занять? Ведь население Сибири не увеличивается, а в центральной части России есть свои проекты – например, Красная Поляна. Кроме того, людей сильно привлекает зарубежье. Создавать такое количество новых мест на Алтае – это либо воздушные замки, либо желание задавить все остальные средства размещения, которые уже здесь существуют.

 Я считаю, что большие инвестиционные площадки должны создаваться для поддержки малого и среднего бизнеса. Разумный пример для подражания – кузбасский курорт Шерегеш. 10 лет назад там была всего одна гостиница, но уже работали отличные трассы, подъемник. Акцент был сделан на совершенствование инфраструктуры для катания, а уже потом отели и базы как грибы выросли вокруг нее – бизнесу было ради чего развиваться. У нас уже сегодня в радиусе 15 км от комплекса «Манжерок» находятся около 1,5 тысяч мест круглогодичного действия, но туристов в них зимой – ноль целых шиш десятых, потому что горнолыжная инфраструктура не дотягивает. И в этой ситуации предлагается создать еще комплекс на 6 тысяч мест. Зачем? Умом Россию не понять.

 - Туристов на Алтае, тем не менее, с каждым годом все больше.

 - Да, рост есть, и при грамотном отношении это принесет в экономику региона хорошие дивиденды. Но минус в том, что усиливается антропогенная нагрузка, а контроля нет. Мы уже балансируем на грани, нижняя Катунь – это выщербленный рекреационный регион: где бы вы не остановились на берегу, обязательно уткнетесь в кучи мусора. Кроме того, когда мы говорим о турпотоке на Алтай, то имеем в виду, в основном, автотуристов из сибирских регионов, многие из которых имеют полноприводные машины. Неорганизованный поток устремляется вглубь Горного Алтая - в долины Джазатора, Чулышмана, в Курайскую степь. А экосистемы этих мест еще более нежные…

 Да, мы констатируем увеличение турпотока, а вот о его «качестве» говорить пока не приходится. И если я примерно представляю, как менять менталитет предпринимателей, чтобы рынок стал более цивилизованным, то где взять волшебную палочку, чтобы изменить менталитет туристов, я не знаю.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Апрель 5, 2024 - 05:54

Эксперты компании  лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика ИТ-решений для отрасли, проанализировали бронирования представителей бизнеса и выяснили, как изменился спрос на командировки по России в I квартале 2024, какие индустрии отправляли своих сотрудников в деловые поездки и в какие города.

 

Март 17, 2024 - 17:07

Платформа для планирования путешествий Wildberries Travel планирует запустить продажу туристических услуг в сотрудничестве с Российским союзом туриндустрии.

 

Февраль 22, 2024 - 04:26

Туроператорам, которые продают горящие туры, предложили дать право оформлять электронные путевки позже, чем предусмотрено законом о туризме сейчас.

 

Январь 31, 2024 - 09:11

Уровень цифровизации туристической отрасли в России, который обеспечивается не только на федеральных, но и на региональных интернет-площадках, можно оценивать как достаточно высокий.