Туроператоры ждут поддержки государства на внутреннем рынке

Сезон-2022 показал, что в условиях ограниченного выезда за рубеж России есть что предложить туристам помимо южных направлений, сказал на прошедшей вчера пресс-конференции в Москве вице-президент РСТ, председатель комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ Юрий Барзыкин.

«С января по август во внутреннем туризме мы вышли на допандемийный уровень в целом с ростом в 5-10%. Итоги года будут примерно такие же. Краснодарский край – 11,2 млн туристов с начала года, в Сочи – 5,3 млн. Санкт-Петербург – 5,5 млн, это поразительный рост, плюс 30%. Причем, здесь еще и рост по доходам вдвое», – отметил г-н Барзыкин.

По его словам, особенность этого года – диверсификация турпотока по регионам. Если бы ее не было, результаты были бы гораздо ниже. Например, Северный Кавказ уверенно входит в пятерку популярных туристических регионов с начала сезона.

Многие крупные туроператоры переориентировались на российский рынок. Как рассказал заместитель генерального директора компании Fun&Sun Александр Сирченко, туроператор уже два года диверсифицирует свой продукт. «До этого у нас 80% объемов приходилось на выезд, сейчас поток на внутренних направлениях в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. Внутри России мы отлетали на чартерных и регулярных рейсах на 15 направлениях. Программы оказались удачными, многие мы продлеваем не только на осень, но и на зиму, например, Дагестан, Карелию», – уточнил г-н Сирченко.

Эксперт уверен, что внутренний рынок в экстремальных условиях 2022 года показал свою востребованность и перспективность. «Если в начале сезона и даже летом практически не было глубины продаж, то сейчас она появилась. Бронируют осень и зиму вплоть до апреля будущего года. Это говорит о доверии к нам как туроператору, к турбизнесу вообще», – заметил он.

Туроператор намерен и дальше развивать чартерные программы. «Однако нам бы хотелось активнее задействовать и регулярную перевозку, которая более качественная, чем чартерная. Цены регулярных перевозчиков практически сравнялись с чартерными, сейчас авиакомпании очень настроены на сотрудничество с операторами. Мы хотели бы, чтобы государство, помимо уже действующей поддержки чартерных рейсов, рассмотрело вопрос субсидирования блоков мест туроператоров на регулярных рейсах», – сказал г-н Сирченко.

Он также указал на необходимость отмены или снижения НДС для туроператоров. Напомним, в июле этого года правительство освободило объекты туриндустрии от НДС на ближайшие пять лет. Обнуление НДС для отелей еще более усугубило положение туроператоров, которые этой льготы лишены. В итоге при формировании комплексного турпродукта туроператоры вынуждены платить НДС 20% именно как оборотный налог, а не со своего дохода.

При такой ставке их деятельность становится нерентабельной и вынуждает либо к разделению бизнеса и переходу на упрощенную систему налогообложения, либо к дроблению турпродукта и переходу на агентскую форму работы, что противоречит действующему законодательству. В контексте расширения географии поездок, организации чартерных цепочек, освоения новых маршрутов по стране НДС становится серьезной проблемой для туроператоров.

Как сказала генеральный директор ассоциации «Мостурпул» Татьяна Козловская, сезон выявил также слабые места в детском туризме. «Детский кэшбэк оказался очень востребован. И благодаря правительству в этом сезоне он с 4,5 млрд рублей вырос до более 10 млрд. В итоге, если в прошлом году по кэшбэку отдохнуло 418 тыс. детей, то в этом сезоне – более 800 тыс.», – рассказала она.

Правда, одновременно сильно выросла стоимость как самих лагерей, прежде всего, на южных направлениях, так и перевозка. Цена путевки на юг для детей из дальних сибирских регионов достигала этим летом 90 тыс. рублей. «Понятно, что кэшбэк в таком случае уже не выручает, – пояснила г-жа Козловская. – Предлагаем на будущий сезон увеличить размер детского кэшбэка для дальних регионов по аналогии с взрослым на Дальнем Востоке – до 40 тыс. рублей».

«Кроме того, мы хотим выступить инициаторами распространения кэшбэка не только на лагеря, но и на экскурсионные поездки школьных и студенческих организованных групп по России. Эти 50% от стоимости поездки, которые возвращаются родителям, дадут возможность резкого развития экскурсионного и познавательного туризма. Если в Москву раньше дети из регионов приезжали на неделю, то сейчас это примерно два-три дня. Стоимость туристических и транспортных услуг возросла. Кэшбэк помог бы росту спроса на многодневные экскурсионные туры», – пояснила глава «Мостурпула».

По словам г-жи Козловской, активный внутренний сезон выявил также резкую нехватку муниципальных детских лагерей и туристических автобусов. «В связи с возросшим наземным трафиком надо поднять вопрос снижения пошлин на закупку китайских туристических автобусов», – полагает эксперт.

Светлана Ставцева, RATA-news