Введение фингарантий для турагентов помогло бы очистить рынок от недобросовестных компаний

Это лето принесло банкротства и небольших турагентств, и целой агентской сети «Глобал-Тревел». Ситуация на розничном рынке остается сложной, ведь в большинстве конфликтов с туристами именно агентство оказывается крайним и несет большие убытки.

 

Однако, несмотря на высокие риски, розница стабильно пополняется новыми игроками. О том, как живется сейчас турагентству, мы беседуем с руководителем и владельцем фирменного агентства по лицензии «Пегас Туристик» в Митино Оксаной Локтевой

– Значительная часть новых турагентств закрывается уже после первого года работы, а вы расширили бизнес. Что вам помогло?

– Турагентство под товарным знаком «Пегас Туристик» в Митино – это третье наше агентство, c двумя предыдущими мы вынуждены были расстаться по разным причинам. С «Пегасом» работаем третий год и очень довольны. Думаю, франчайзинг – правильное решение не только для компании, которая только начинает заниматься туристическим бизнесом. Даже если у кого-то есть наработанная клиентская база или помещение расположено в исключительно удачном месте, то и тогда нелишней будет известная торговая марка на фасаде. С крупным оператором легче пройти все болезни роста – нам помогают, обучают. Это очень важно. Сейчас, когда мы набрались сил, появились планы открыть еще пару агентств. Будут ли они тоже под крылом «Пегаса», пока сказать не могу.

 – Вы планируете открыть новые точки продаж, а на рынке говорят, что туристов больше не становится, бюджеты поездок снижаются. Не говоря уже о череде банкротств операторов и агентств. Откуда оптимизм?

– Бюджеты поездок действительно урезаны, но меньше путешествовать люди точно не стали. Мне трудно судить, какая ситуация в целом по Москве, но мы видим определенный потенциал в клиентах среднего возраста, которые хотят забронировать тур у грамотных специалистов в цивилизованной обстановке. Кроме постоянных туристов, знакомых и друзей, мы с удовольствием работаем с теми, кто до сих пор вообще не выезжали за рубеж на отдых. Довольно заметно число туристов – граждан ближнего зарубежья. Такие клиенты охотнее всего бронируют страны безвизовые или с облегченным режимом получения визы: Турция, Египет, Кипр, Хорватия, Черногория. Настоящие лидеры ушедшего сезона – Испания и Греция, объем продаж по ним вырос заметно. В зимнем сезоне мы большие надежды возлагаем на такие направления как Таиланд, Индия, Шри-Ланка, Канарские острова, ОАЭ, Доминикана, Куба.

 Сейчас наблюдается небольшой сезонный спад спроса, но это вопрос буквально нескольких дней. Разнообразные негативные сообщения в СМИ относительно курортов массового спроса наших туристов также не останавливают, равно как и банкротства туроператоров и турагенств. Думаю, те, кто еще не погорел на неправдоподобно низкой цене, так и будут искать «где подешевле». Имевшие печальный опыт или просто думающие люди, конечно, придирчиво выбирают, с кем бронировать. Вопрос «кто туроператор» теперь уже звучит с иными интонациями. Наше агентство, как, наверное, и большинство, переживает кризис доверия даже к крупным операторам. После «Ланты-тур вояж» мы теперь уже ни в чем не уверены.

 – Вы знали «Ланту» изнутри, ее банкротство стало для вас неожиданностью? Как вообще вы выбираете туроператоров для работы? Трудно ли агентствам разобраться в ситуации на операторском рынке?

– То, что произошло с «Лантой», стало полнейшей неожиданностью. Такого внезапного закрытия я не ожидала, зная по опыту работы с Людмилой Васильевной Пучковой, что она – не тот руководитель, который склонен рисковать на грани фола. Именно потому, что знала «Ланту» изнутри, я до последнего момента верила и надеялась, что компания выстоит.

 Понять, как реально обстоят дела с финансами у того или иного оператора, невозможно. Об этом говорит и ряд громких банкротств не только у нас, но и за рубежом. Мы не ждем банкротств, но морально к ним готовы и просвещаем на этот счет туристов. Рассказываем об их правах, о компенсации по финансовым гарантиям. Не знаю, как можно обезопасить себя от таких ситуаций. Видимо, они неизбежны на нынешнем этапе развития рынка, и к этому надо относиться трезво. Все партнеры хороши, пока выполняют свои обязательства.

 – А готовы ли трезво относиться к этому ваши туристы, ведь у них есть возможность отказаться от услуг туроператоров и уйти в свободное плавание?

– Самостоятельно организованный отдых, тем более на известные курорты, получается дороже того, что предлагают массовые операторы. Особенно в высокий летний сезон или на Новый год. У операторов дешевле и перевозка, и размещение. Так что туроператорский продукт не изжил себя, он востребован и будет востребован дальше.

 – Могли бы вы как-то охарактеризовать своих клиентов? Есть ли четко выраженные группы?

– Как я уже сказала, есть «нулевая группа», в которую входят те, кто едет впервые, нигде раньше не был. Их бюджет, как правило, €1-1,5 тыс. Четко выделяются группы тех, кто ездит много, но только по демпинговым и «горящим» ценам, и тех, кто готов доплатить разумные деньги за гарантию качественного обслуживания на курорте, хорошую авиаперевозку и т.п. У нас пользуются наибольшим спросом туры в диапазоне €1,5-2,5 тыс. и выше. Недорогих туров до €600 у нас буквально единицы.

 – От кого, по-вашему, больше зависит результат сотрудничества – от оператора или агентства? А кто чаще виноват в сбоях?

– Проблема агентства как раз в том, что от него по большому счету ничего не зависит. Менеджер может квалифицированно, без ошибок, рассказать туристу о стране, курорте, особенностях трансфера и отеля, но когда по какой-либо причине откладывается рейс, а на курорте вместо заказанного и оплаченного отеля 5* из-за овербукинга предлагают другой, что тут может сделать агентство? С авиакомпаниями, понятно, никак не договоришься, а если какие-то проблемы с отелем, часто мы сами звоним туда напрямую, договариваемся, добиваемся нужного размещения, что бывает действеннее, чем обращение за помощью к туроператору. Ведь если там не собственная принимающая сторона, то претензии – это переливание из пустого в порожнее…

 – Может быть, имеет смысл агентствам, как и операторам, объединиться в какую-то профессиональную организацию, отстаивать свои права? Возможно, так было бы проще противостоять и недобросовестным агентствам?

– Агентское сообщество очень разнородное. Много крепких компаний с опытными руководителями. Но большинство – мелкие компании, в штате которых два-три сотрудника. Не убывает число тех, кто сидит дома и все бронирует «на коленке». Вообще турбизнес со стороны кажется очень привлекательным, благодаря низкому порогу вхождения. Регулярно получаю предложения помочь кому-то купить-открыть агентство или научить азам турбизнеса жену кого-то из знакомых. Мне кажется, создавать объединение агентств нет смысла, оно в любом случае будет искусственным. У всех слишком разные интересы. А вот оградить рынок от недобросовестных агентств можно было бы, например, введением финансовых гарантий по аналогии с туроператорами. Думаю, сумма в 3 млн. рублей, вполне могла бы остановить те агентства, которые приходят на рынок собрать денег и с ними скрыться. Да и вообще существенно расчистилась бы территория от тех, кто открывается «на один сезон», в попытке заработать на демпинге.

 – А как вы относитесь к таким «больным» для нашего рынка темам повышенных комиссий туроператоров и агентских скидок клиентам?

– Скидку от нашего агентства может получить только постоянный клиент на определенных условиях. Что касается повышенной комиссии – считаю это разумным инструментом для поддержания оператором агентств, которых тот считает ведущими.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Апрель 5, 2024 - 05:54

Эксперты компании  лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика ИТ-решений для отрасли, проанализировали бронирования представителей бизнеса и выяснили, как изменился спрос на командировки по России в I квартале 2024, какие индустрии отправляли своих сотрудников в деловые поездки и в какие города.

 

Март 17, 2024 - 17:07

Платформа для планирования путешествий Wildberries Travel планирует запустить продажу туристических услуг в сотрудничестве с Российским союзом туриндустрии.

 

Февраль 22, 2024 - 04:26

Туроператорам, которые продают горящие туры, предложили дать право оформлять электронные путевки позже, чем предусмотрено законом о туризме сейчас.

 

Январь 31, 2024 - 09:11

Уровень цифровизации туристической отрасли в России, который обеспечивается не только на федеральных, но и на региональных интернет-площадках, можно оценивать как достаточно высокий.