Ворота не будут плакать

Музей городской скульптуры завершил реставрацию Египетских ворот на въезде в Царское Село.

Жаль, что рассмотреть вблизи это незаурядное произведение монументального искусства первой трети ХIХ века почти невозможно. Автобусы и автомобили проезжают мимо Египетских ворот на скорости, не позволяющей пассажирам оценить их необычный декор.

А вот раньше проезд был под аркой Египетских ворот. На старых фотографиях это видно. Так пожелал заказчик сооружения император Николай I. Историческую планировку площади изменили в конце 1970-х, чтобы справиться с возросшим потоком транспорта. Произошло это после крупного ДТП, когда грузовик врезался в одну из башен, памятник получил серьезные повреждения. Теперь транспорт огибает Египетские ворота с двух сторон.

В истории появления памятника сошлись вкусы заказчика, стилевые особенности искусства того времени и высокий уровень производительных сил, о чем свидетельствует качество чугунного литья, выполненного на Александровском чугунолитейном заводе. Ворота выполняли не только декоративную функцию парадного въезда в Царское Село, но и служили по прямому назначению в качестве заставы. В караулках располагался гарнизон, специальные люди проверяли подорожные. Трехэтажные караульные помещения обогревались изразцовыми печами, стены в них обиты войлоком, оштукатурены. Даже окна и двери в зависимости от сезона менялись на дубовые зимние или остекленные летние.

Египетские ворота проектировал Адам Менелас, который много строил в Царском Селе. Венценосный заказчик пожелал, чтобы на «чугунной одежде» сооружения были изображения иероглифов. Менелас пригласил в помощники художника Ивана Иванова. Тот сделал рисунки рельефов, использовав в качестве образца альбом, изданный в Париже по материалам похода Наполеона в Египет. Они посвящены мифу о главном для египтян божестве – Осирисе.

На Египетских воротах появились отлитые в чугуне изображения Осириса в короне из листьев папируса, богини Исиды с младенцем Гором, молодых людей с лотосом в руках, змей – защитниц фараонов... В их создании принимали участие художник Василий Додонов и скульптор Демут-Малиновский.

Египетские ворота – сооружение сложное. Внешне это две караульные башни, сложенные из кирпича, облицованные чугунными плитами с закрепленными на них рельефами. Между ними решетка и фонарь готического вида. Поверхность башен делится на семь горизонтальных, сужающихся к верху поясов. На них в «раме» из украшенной орнаментом чугунной трубы рельефы, которые дают представление о жизни древних египтян.

Как рассказывает заместитель директора Музея городской скульптуры Надежда Ефремова, реставрация выявила конструктивные особенности памятника, стареющего в неблагоприятных климатических и экологических условиях. В процессе работ пришлось применять нестандартные технологические приемы.

Чугун – материал хрупкий, он разрушается от удара и подвержен коррозии. В кирпичную кладку башен-караулок «заложены» железные полосы, к которым крепится облицовка из чугунных плит. Фон и рельефные изображения в свою очередь соединяет стальной крепеж. Разница металлов ведет к коррозии. Негативно на памятник влияет и влага, проникающая через крышу и поднимающаяся из почвы.

В дождливую погоду ворота «плакали» ржавыми потеками. Причина выяснилась, когда поверхность памятника с помощью струйно-вихревой очистки освободили от слоев краски. Обнаружились проржавевший крепеж, трещины и изъяны на поверхности металла. Многие элементы облицовки отошли от основы, в образовавшиеся зазоры попадала вода.

– В идеале надо было снять «чугунную одежду» ворот и отреставрировать в мастерской, – говорит Ефремова, – но мешают технологические особенности памятника. Там все давно и надежно скреплено множеством деталей, при демонтаже конструкция грозит развалиться как карточный домик. Нет уверенности, что кладка позволит заново вписать «старую одежду» в тот же объем.

Специалисты решили не рисковать и выборочно восполнить утраты. Выявленные трещины фиксировали, измеряли глубину, ликвидировали холодной сваркой, швы выравнивали специальной ковкой. Работа рукодельная, нельзя ничего пропустить. В местах, где рельеф отошел от основы, применялись инъекции мастикой. Проржавевший крепеж укреплялся резьбой из оцинкованной стали. Для восстановления крупных утрат снимались формы и заново отливались детали. Историческое место занял фонарь в готическом стиле. Он был воссоздан несколько лет назад, но провисел недолго. В канун новогодних праздников во время украшения площади светильник получил повреждения, с тех пор хранился в одной из караулок.

Сегодня Египетские ворота выглядят безупречно. 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 25, 2024 - 07:37

Музей искусства Санкт‑Петербурга XX-XXI веков подготовил обширную программу на майские праздники и летние месяцы.

 

Апрель 24, 2024 - 22:09

Вместе с другими предметами из коллекции нашего музея летом он отправится на выставку «Книжный мир семьи Романовых» в Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера.

 

Апрель 24, 2024 - 21:22

Я редко ставлю общие фото, но здесь не смогла сдержаться: впервые на первых полосах изданий, надеюсь, будут те, кто просто выполнял свою работу — реставрацию картин.

 

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.