В Военно-Медицинском музее открывается выставка «На крыльях милосердия»: К истории создания санитарной авиации"

Военно-медицинский музей открывает выставку, посвященную истории санитарной авиационной эвакуации и героическому подвигу летчиков Гражданского воздушного флота. Выставка открывается в год столетия Рабоче-крестьянской Красной армии и подготовлена на основе уникального фотоальбома «Санитарная авиация в СССР и за рубежом», поступившего в музей из отдела Военно-воздушных сил Главного военно-санитарного управления Советской армии в 1948 году.
История воздушной медицинской транспортировки берет свое начало с эвакуации 160 раненных солдат на воздушном шаре от осажденного Парижа в 1870 году во время Франко-Прусской Войны. Впервые перевозка пострадавшего на самолете была осуществлена в 1910 г., еще известны случаи эвакуации раненых солдат Французской армии на необорудованных военных истребителях во время Первой Мировой Войны в 1917 году.
Собственно, своему появлению и развитию санитарная авиация обязана военно-медицинской службе. Военные врачи первыми оценили преимущества воздушного транспорта как наиболее щадящего и высокоэффективного средства эвакуации раненых. Но в военных самолетах нельзя было создать необходимых условий для транспортировки раненых, в связи с чем возникла потребность в постройке специальных сан. самолетов. В 1920-1930 годах «воздушная скорая помощь» получила развитие практически во всех странах, где имелась авиация. Основным назначением санитарной авиации были: эвакуация больных и раненых из отдаленных и труднодоступных районов, доставка врачей для оказания неотложной медицинской помощи, перевозка медицинских грузов, осуществление противочумной и противомалярийной обработки местности.
В нашей стране до 1920-х гг. для транспортировки раненых и больных также использовались обычные военные самолеты, не имевшие для этого необходимого оборудования.
Первый отечественный специализированный самолет К-3 был создан в 1927 г. по заказу Российского Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. В последующие годы были построены сотни санитарных самолетов и вертолетов различных типов и модификаций, позволивших как в мирное, так и в тяжелое военное время эвакуировать десятки тысяч раненых и больных. Эти самолеты должны были обладать хорошей амортизацией, иметь возможность быстро садиться и взлетать на разном ландшафте, заменять шасси на лыжи. В них обеспечивалось удобство посадки и погрузки раненых, а также удобное и простое крепление общеармейских унифицированных носилок (для предотвращения дополнительного травмирования).
Впервые официально санитарная авиация была использована во время военных действий в конце 1930-х годов: в боях у реки Халкин-Гол и в период Советско-финляндской войны. Показаниям и противопоказаниям к эвакуации по воздуху была посвящена обширная литература, вырабатывались длинные списки заболеваний и повреждений, препятствующих перевозке на самолетах.  В 1938 году военно-полевой хирург М.Н. Ахутин на основании опыта перевозки по воздуху некоторого количества раненных в череп, грудь, живот, позвоночник и конечности во время боев у озера Хасан пришел к выводу, что при обычной высоте полета противопоказанием является лишь бессознательное состояние с сильным двигательным возбуждением у раненных в голову. Все остальные раненые прекрасно переносили транспорт на самолетах.
С 1938 года специализированные санитарные самолеты участвовали во всех локальных военных действиях и войнах, которые Красная, а впоследствии Советская Армия вела в XX и XI веках. Только санитарная авиация позволяет доставлять раненых с передовых этапов эвакуации быстро и с известными удобствами в наиболее отдаленные пункты, минуя все промежуточные этапы и обеспечивая, таким образом, в кратчайший срок высококвалифицированную помощь в специализированном госпитале. Зачастую она становится основным средством эвакуации (при нарушении движения на грунтовых или железнодорожных путях), а иногда и единственным (в окружении или для партизанских отрядов в глубоком тылу врага).
За 1941-1945 гг. отдельные санитарные авиационные эскадрильи и полки транспортировали около 1 млн. раненых и больных.
  Особое внимание на выставке уделяется санитарной авиации в годы Великой Отечественной войны, когда из экипажей Гражданского воздушного флота («Аэрофлот») были сформированы группы особого назначения для транспортировки медицинских грузов, перевозки раненых, вывозу из оккупированных местностей детей, женщин и раненых партизан, а также подвигу летчика Александра Мамкина во время операции «Звездочка». Подобных операций во время Великой Отечественной войны было проведено довольно много.
Часть выставки рассказывает о более современных летательных аппаратах нового поколения, которые использовались Советской Армией в локальных войнах и боевых операциях конца XX – начала ХХI-го веков.  Как и раньше, санитарная авиация играла в них исключительную роль в системе этапного лечения с эвакуацией по назначению
Во время открытия куратор выставки Марина Чирцова проведёт авторскую экскурсию, на которой расскажет о видах и особенностях санитарных самолетов, их роли в военное и мирное время. Посетители увидят модели санитарных самолетов и вертолетов из фондов музея, сделают селфи с манекеном советского летчика, и смогут принять участие в мастер-классе по изготовлению авторского самолетика.
Выставка продлится до конца декабря 2018 года. Проект представлен в выставочном зале «Гуманное оружие Победы». Во время работы выставка доступна только для группового посещения, которое включает экскурсию и мастер-класс. Необходима предварительная запись по тел. 952-55-43.
  Выставка продлится до декабря 2018 года.
 
ст.м. Пушкинская, ул. Введенский канал, д.6

 

Фото Военно-медицинский музей

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Безопасность»

Апрель 21, 2024 - 12:50

Серия землетрясений в районе Флегрейских полей и массовая миграция птиц из итальянского Неаполя и окрестных районов встревожила местных жителей, которые опасаются нового суперизвержения вулкана Кампи Флегреи

 

Апрель 21, 2024 - 12:26

Девятое заседание Российско-турецкой подгруппы по безопасности и защите прав туристов прошло в Анталье с участием заместителей министров ответственных ведомств.

 

Апрель 21, 2024 - 09:34

Президент авиакомпании Emirates Тим Кларк опубликовал открытое письмо к пассажирам.

 

Апрель 14, 2024 - 13:26

В ночь на 14 апреля по территории Израиля было запущено большое количество ракет и беспилотников.