Великая милостью, красотой и любовью...

Выставка «Нефертари и Долина цариц» из Египетского музея Турина открылась в манеже Малого Эрмитажа.

Кажется, даже сфинксы, возлежащие на другом берегу Невы, повеселели, приветствуя своих собратьев, которые на время поселились в Эрмитаже.

Мистическая выставка в темноте - освещены лишь витрины.

Ощущение тайны и жути испытывают здесь многие. Выставка позволит нам больше узнать не только о секретах древнейшей цивилизации, но и быте и стиле жизни. Главная ее героиня - царица Нефертари, супруга великого фараона Рамзеса II.

Ядро экспозиции составляют предметы, найденные итальянским археологом Эрнесто Скиапарелли (кстати, это отец знаменитой Эльзы Скиапарелли, соперницы Шанель) в ее великолепной гробнице в 1904 году. Увы, археологи не были первыми, кто потревожил покой египетской царицы: гробница была разграблена задолго до них. «Черные» копатели не боялись мести богов.

Куратор выставки заведующий сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа Андрей Большаков назвал ее событием. Ведь выставок египетского искусства в Эрмитаже было совсем немного. Люди старшего поколения, возможно, помнят «Сокровища гробницы Тутанхамона», которая вызвала сенсационный интерес публики в 1974 году. В 2009 году в музее демонстрировалась посвященная Нефертити выставка «Прекрасная пришла» из Египетского музея Берлина. Но она была совсем небольшой. А тут - 250 предметов эпохи Нового царства из Египетского музея Турина, второго по значению хранилища искусства Древнего Египта после Каирского музея!

- Выставка идеально вписалась в пространство манежа Малого Эрмитажа, - сказал на вернисаже Михаил Пиотровский.

И добавил, что она получилась очень петербургской. Например, гигантский нос - фрагмент колоссальной статуи Рамзеса II - разве не напоминает нам о сбежавшем носе майора Ковалева? Так мистика древнейшей цивилизации переплелась с местной. Египтомания не раз охватывала Петербург. Пик увлечения Древним Египтом пришелся на эпоху Николая Первого, который купил сфинксов (но, увы, отказался приобрести коллекцию египетских древностей, найденных археологом Дроветти, и она попала в Туринский музей). А также на рубеж XIX - XX веков, когда поэты, художники, философы бредили Древним Египтом. В мемуарах той эпохи можно прочитать, что знакомство с понравившейся дамой кавалеры часто начинали с вопроса: «Вам не кажется, что мы с вами были знакомы много тысяч лет назад, встречались у пирамид?».

Валерий Брюсов в стихотворении 1907 года «Встреча» писал об этом:

Близ медлительного Нила,
там, где озеро Мерида,
в царстве пламенного Ра,
Ты давно меня любила,
как Озириса Изида, друг,
царица и сестра!
И клонила пирамида
тень на наши вечера.

Боги Древнего Египта - жуткие химеры, в облике которых сочетаются черты человека и зверя или птицы. На выставке эту компанию представляет богиня Сехмет с телом женщины и головой львицы. Пять ее статуй, сидящих и стоящих, выстроились в ряд, представляя разные каноны изображения. Сехмет - богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, при этом она обладала магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Она охраняла фараона. И сейчас эти статуи, кажется, следят за тем, чтобы покой Рамзеса II и его прекрасной жены Нефертари не тревожили посетители.

Нефертари была не единственной, но самой любимой женой фараона Рамзеса II. И самой красивой. Она умерла в возрасте примерно 45 лет.

- И в чем же заключается ее невероятная красота? - спрашивали журналисты кураторов, глядя на статуэтку Нефертари, изображающую маленькую стройную женщину с сильно накрашенным лицом, в пышном парике. Фигурка довольно схематична в отличие, например, от всем хорошо знакомого великолепного скульптурного портрета Нефертити. Нам придется поверить современникам и Рамзесу, который боготворил эту женщину.

Красота и в те времена требовала жертв. Бронзовые зеркала на фигурных ручках из слоновой кости, косметические ложечки в виде обнаженных девушек, какие-то приспособления для макияжа были заботливо положены в ее могилу, ведь и в царстве теней нужно быть красивой. Больше всего потрясают сандалии из растительных волокон, их нашел в гробнице Нефертари Эрнесто Скиапарелли в 1904 году. Возможно, в них она и ушла в вечность.

О ее облике можно судить по многочисленным сохранившимся на стенах храмов изображениям. Нефертари был посвящен храм в Абу Симбел. Запечатлена она и в росписях в гробнице, названной «Место красоты» (на выставке можно увидеть макет гробницы). Это мифологические сцены, рассказывающие об Аде, богах и чудовищах, встречающих умершего.

Но даже в таком не самом уютном месте Нефертари отлично выглядит: белое прозрачное одеяние, головной убор из золота, драгоценные украшения. Над портиком ее гробницы и сегодня можно прочесть слова: «Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, успокоившаяся Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут».

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 16, 2024 - 13:47

Военно-медицинский музей открывает выставку «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления».

 

Апрель 15, 2024 - 19:07

11 апреля в Екатерининском корпусе музея-заповедника «Петергоф» завершился первый этап воссоздания исторического образа одного из интерьеров — «Опочивальни».

 

Апрель 10, 2024 - 15:06

Выставку «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в течение четырех месяцев увидели более 250 тысяч человек – это абсолютный рекорд Русского музея по индивидуальному посещению.

 

Апрель 10, 2024 - 09:05

Специалисты мастерской реставрации полихромной скульптуры Государственного музея истории религии приступили к реставрации комплекса из семи уникальных масок буддийской мистерии Цам.