АТОР, РСТ и АТА раскритиковали ряд положений нового законопроекта, касающихся финансовой ответственности туроператоров, полномочий «Турпомощи» и агентского рынка«Новая версия «Закона о туризме» оторвана от реальности и создает возможности для коррупции», - утверждают в Ассоциации туроператоров России. Эксперты АТОР, проанализировав новый законопроект, одобренный комиссией Правительства РФ, пришли к выводу, что ряд его положений ставит под вопрос существование отечественный турбизнес.
Так, в АТОР подчеркивают, что нормы, указанные в законопроекте и касающиеся финансовой ответственности туроператоров, неисполнимы. Объемы финансового обеспечения, изложенные в законопроекте, создадут коллапс, так как «финансовая гарантия у крупных компаний должна составлять от 500 млн. до 3 млрд. рублей. Застраховаться на такую сумму просто не у кого. Банк тоже не даст гарантию на эту сумму», - говорится в письме АТОР, адресованном Председателю Госдумы Сергею Нарышкину, главам всех думских фракций и руководителю экспертного совета по туризму Михаилу Емельянову.
Преждевременным и нелогичным кажется АТОР и наделение дополнительными полномочиями объединения «Турпомощь». Напомним, при «Турпомощи» будут созданы два фонда: резервный и фонд персональной ответственности туроператора. Туроператоры должны будут заранее определить количество туристов в будущем году и перечислить в фонд по 100 рублей с каждого будущего туриста.
Если в конце года выяснится, что у туроператора было, например, на 10% больше туристов, чем он запланировал, «Турпомощь» должна ходатайствовать в Ростуризм об исключении этого туроператора из реестра. «Именно тут заложены возможности для коррупции и злоупотреблений, поскольку другого способа проконтролировать заявленное количество туристов в законе нет», - подчеркивают в АТОР.
Наконец, АТОР раскритиковал прописанное в законопроекте требование турагентов работать только от имени и по поручению туроператора: «Введение такой нормы увеличит количество мошенничеств в несколько раз, так как законодательно закрепляется ответственность только и исключительно за туроператором».
Однозначно против этого требования выступают и в Российском Союзе Туриндустрии: «ТПП и РСТ потратили много усилий, чтобы убедить власти в неэффективности этого решения, так как оператор и сейчас фактически отвечает за все, в то время как агент – ни за что».
Также в РСТ считают, что создание второго фонда в рамках «Турпомощи» (фонда персональной ответственности туроператора) существенно увеличит финансовую нагрузку на турбизнес.
С этим утверждением согласны в Альянсе Туристических Агентств (АТА). «По сути то, что предлагается в законопроекте, это модифицирование инструментов, которые действовали до того, а именно работы «Турпомощи», которая вывозила российских туристов летом. Создание нескольких фондов не будет эффективным инструментом, это лишь увеличит финансовую нагрузку на туроператоров, что приведет к тому, что средние компании, не имеющие достаточной финансовой подушки, будут вынуждены уйти. Вот это вполне вероятно», - заявил президент АТА Андрей Гаврилов.
РСТ также раскритиковал предложенный в законопроекте размер финансового обеспечения туроператоров (в 2015 году – 3%, а с 2016 года – 5% от общей годовой цены турпродукта в сфере выездного туризма за год, предшествующий отчетному, но не менее 50 млн. рублей – для туроператоров, действующих в сфере выездного туризма). По мнению РСТ, новые условия резко повышают порог входа на туристический рынок, а тем, кто уже работает на нем, сужают возможности развития.
Руководитель Регионального совета РСТ Ольга Санаева считает, что особенно чувствительными эти меры будут для региональных турфирм. Они могут привести к массовым банкротствам местных компаний, уходу в тень или переводу оперативной части бизнеса за рубеж. «Предложенный финансовый блок нереализуем и экономически вреден. Мы потеряем основную часть рынка. Без них не будет и «Турпомощи», – заявила она.