Постановлением Правительства утверждены Правила, устанавливающие порядок выплаты туристу финансовой компенсации по договору страхования ответственности туроператора (или уплаты денежной суммы по банковской гарантии).
Согласно Правилам, страховые компании, предоставившие гарантию одному туроператору, получили возможность заключать соглашение о взаимодействии.
Напомним, что новая версия отраслевого закона по-прежнему предполагает наличие у туроператоров финансового обеспечения. Его может предоставить как страховая компания (в виде страхования финансовой ответственности туроператора), так и банк (в виде банковской гарантии). Чаще всего туроператоры идут по пути заключения договора с одной или несколькими страховыми компаниями.
В тексте Постановления Правительства от 10 февраля 2017 года говорится, что в случае наличия у туроператора договоров с несколькими страховщиками, «договор о реализации туристского продукта должен содержать сведения о размере финансового обеспечения ответственности туроператора, а также раздельно сведения о размерах страховых сумм и (или) размерах банковских гарантий по договору или договорам страхования и (или) по договору или договорам о предоставлении банковской гарантии, заключенным с каждой организацией, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора».
В этом году туроператоры по выездному туризму должны оформлять фингарантии на сумму 5% от общей цены турпродукта за предыдущий год, но не менее 50 млн рублей. Если туроператор по выездному туризму обеспечит выплаты в свой фонд персональной ответственности (создается при «Турпомощи») в полном объеме, то с 2018 года он имеет право не оформлять фингарантию. Туроператоры по внутреннему туризму оформляют фингарантии на сумму 500 тысяч рублей.
Согласно тексту Правил, выплата фингарантии происходит по письменному требованию заявителя. Далее организация, предоставившая туроператору фингарантию и получившая требования, на основании содержащейся в требованиях информации в течение каждых 20 календарных дней со дня получения первого требования формирует реестр требований.
Если у туроператора несколько финансовых гарантов (страховых компаний или банков), то заявитель (т.е. турист или его представитель) вправе предъявить письменное требование о возмещении ущерба к любой из этих организации по своему выбору. Если требование заявителя одной организацией не удовлетворено или же удовлетворено частично, он может обратиться с требованием к другим фингарантам туроператора в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной, в пределах суммы финансового обеспечения.
Список необходимых к подаче документов обозначен в ст. 175 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Фингарант сообщает заявителю о возможности произвести выплату компенсации, а также ее размере, а затем производит выплату наличными или на указанный заявителем счет в течение 10 календарных дней по истечении срока формирования реестра требований.
Важно, что документ впервые официально дает фингарантам одного туроператора право заключить между собой соглашение о взаимодействии. Соглашение о взаимодействии устанавливает права и обязанности каждого из участников, в том числе по взаимодействию при рассмотрении требований (включая обмен документами, прилагаемыми к требованиям, а также информацией, содержащейся в реестрах требований, формируемых в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил) и распределении между ними обязанности выплаты в размере реального ущерба, причиненного заявителю, и очередность выплат» - говорится в Правилах.
С текстом Правил можно ознакомиться по ссылке.