Туроператоры и турагентства – точно в одной лодке?

Какими должны быть отношения туроператоров и агентств в нынешней кризисной ситуации? В одной ли они лодке или пути их постепенно расходятся? Об это шла речь на Travel Talk в рамках выставки «Отдых» в Москве.

Градус дискуссии сразу повысил гендиректор сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян. Он отметил, что туроператоры в период пандемии понесли тяжелейшие финансовые потери, организуя эвакуацию туристов из разных стран. Но и агентства столкнулись с не меньшими проблемами, приняв на себя удар со стороны разъяренных клиентов в процессе отмены и переноса туров. «Агенты фактически оказались на передовой, ведь туристы со всеми проблемами, обидами и даже наездами идут к ним, а не к туроператорам Но они не стали переводить стрелки на туроператоров, понимая, что те не могут одномоментно вернуть деньги тысячам туристов за несостоявшиеся туры», – сказал он.

С 11 мая, когда был снят карантин, начались суды против туроператоров, но агентства договорились не топить своих партнеров, не раздевать их, – пояснил Алексан Мкртчян. – Но после того, как вышло постановление №1073 об отсрочке обязательств до конца 2021 года, туроператоры вдруг забыли, что агентства спасли их весной, в самый трудный час, и начали снова снижать комиссию, не возвращать деньги. То есть повели себя не очень благородно».

Для агентств, полагает эксперт, это стало уроком, и если будет вторая волна, спасать туроператоров они уже не будут.

Тем не менее, как заметил глава компании «Спейс Тревел» Артур Мурадян, для большинство операторов очевидно, что они с агентствами по-прежнему в одной лодке. «Мы всегда сможем договориться. Главное, чтобы это был не «Титаник», который плывет к айсбергу». С ним согласен гендиректор компании «Алеан» Илья Уманский: «Более 90% туров реализуются через турагентов, поэтому какой тут может быть вопрос про лодку? Конечно, в одной».

«В одной, – подтвердила заместитель генерального директора компании Anex Tour Яна Муромова. – Но все-таки каждый сам определяет, в какой лодке и с кем ему плыть. Хотя нам порой трудно быть в одной лодке, потому что масштаб и точка обзора у каждого из нас разная. Агентство взаимодействует только с клиентом и туроператором, а туроператор – с зарубежными партнерами, авиакомпаниями, отелями, госструктурами российскими и зарубежными».

По словам Артура Мурадяна, гораздо актуальнее сейчас вопрос, по какому морю поплывет лодка с туроператорами и агентствами. «Лодка, может, и останется, а вот окружающий мир резко меняется. На фоне кризиса борьба за клиента обострится. Я вижу большие риски в том, что туроператоры увеличат продажи напрямую клиентам, – говорит он. – Плюс поставщики услуг, оценив масштаб проблем с оплатами, возвратами и вообще всю длину бизнес-цепочки, решат ее укоротить, выйдя также на прямых клиентов. Нас ждет война. Дай бог, чтоб не как в Турции, когда Booking закрыли на законодательном уровне. Это нерыночная мера, от нее вреда больше, чем пользы».

Объемы онлайн продаж действительно растут, туристы уходят в самостоятельное плавание, удаленка лишь подстегнула этот процесс, подтвердил заместитель гендиректора компании «TUI Россия» Александр Сирченко. «Но, несмотря на эти обстоятельства, связка туроператор+агентство работает. Личный контакт туриста с менеджером агентства по-прежнему востребован, как и контакт агентства с туроператором, создающим продукт. И сильным будет именно тот оператор, который эффективно взаимодействует с агентом и сумеет сохранить его доверие», – сказал он.

Светлана Ставцева, RATA-news

Фото: RATA-news

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Ноябрь 27, 2020 - 09:24

Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) США советует путешественникам рассмотреть возможность прохождения трех тестов на коронавирус, сообщает Lonely Planet.

 

Ноябрь 26, 2020 - 09:31

Страховые компании намерены прекратить работать с туроператорами с 2022 года, сообщили «Известиям» во Всероссийском союзе страховщиков. Это означает, что поставщики туристических услуг по формальным основаниям будут массово исключаться из единого реестра туроператоров. Спасти индустрию, по словам страховщиков, может гарантийный фонд, создание которого предусматривает законопроект об электронной путевке. Между тем отзывы крупных компаний и отраслевых объединений относительно планируемого нововведения негативные. «Известия» разбирались в ситуации.

 

Ноябрь 26, 2020 - 02:12

87% американских респондентов в последнем опросе GlobalData в ноябре заявили, что они обеспокоены ограничениями на общение с друзьями и семьей (*). Это особенно важно в канун Дня благодарения, праздника, который, как многие надеялись, подстегнет внутренние путешествия.

 

Ноябрь 25, 2020 - 10:32

Глава комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин предложил проработать вопрос отнесения российских курортных городов к моногородам, что позволило бы им получить соответствующую поддержку.