Туризму готовят перезагрузку — Смольный придумал, как взбодрить рынок. Главное не мешайте, ответил бизнес

Из мирового хаба — все-таки в региональный, вместо дворцов и музеев предлагать фудхоллы и арт-пространства, вместо экскурсий — курсы повышения квалификации. Яхтенный туризм тоже будет — но арктический.

После того как коронавирус обрушил в Петербурге турпоток на 70%, городские власти задумались о том, как придать отрасли ускорение. Перечень стратегических приоритетов и направлений в новых реалиях подготовил «ЦСР Северо-Запад» по заказу комитета по развитию туризма. «Фонтанка» ознакомилась с дорожной картой.

Результаты 2019 года, когда Северную столицу посетили 10,4 млн туристов, судя по всему, еще долго будут оставаться рекордными. В 2020 году в Петербург приехали 2,9 млн гостей. В 2021-м, по прогнозу «ЦРС Северо-Запад», можно ожидать 3,5–5 млн. Даже в самом оптимистичном сценарии, при котором к 2022 году откроются границы, к показателям 2019 года могут вернуться лишь в 2023 году.

Темпы восстановления турпотока в Петербурге оказались медленнее даже по сравнению с другими регионами СЗФО, отмечается в исследовании: то, что город оказался в худших по вирусной статистике, сыграло свою роль. Соседи сделали ставку на индивидуальные программы, загородный, курортный отдых, которые оказались особенно востребованными в коронавирусных реалиях. Петербург же, главным продуктом которого оставался культурно-познавательный туризм, оказался в аутсайдерах.

От отсутствия гостей страдают не только гостиницы и туроператоры, но и смежные отрасли — перевозки, общепит, организаторы конференций, учреждения культуры, продавцы сувениров и т. д. В 2019 году участники этих бизнесов заработали 588,1 млрд рублей, тогда как в 2020-м почти в два раза меньше — 305 млрд рублей. В некоторых секторах падение оборотов достигало 70%.

В исследовании «ЦСР Северо-Запад» указано пять приоритетных направлений и составлен план пилотных проектов на 2021 год. Как пояснил «Фонтанке» глава комитета по развитию туризма Сергей Корнеев, дорожная карта создавалась в ходе обсуждений с бизнесом и экспертами. Она не является окончательным вариантом и будет корректироваться по ходу движения к намеченным целям.

Фото: комитет по развитию туризма

Главным драйвером станет новая культурно-туристическая география. Как пояснил Сергей Корнеев, включение в состав основных городских достопримечательностей и маршрутов гастрономических и арт-пространств позволит привлечь новых туристов, которые не интересуются классической архитектурой, а также второй раз заманить тех, кто уже вдоль и поперек исходил «обязательные к просмотру» дворцы и музеи. Заодно это поможет и разгрузить топовые достопримечательности в высокий сезон.

Продуктами новой туристской географии должны стать гастрономическая карта Петербурга и «Большой арт-тур» с посещением креативных пространств, лекций и мастер-классов по современному искусству.

Черновик новой географии КРТ представил еще летом. Но тогда к идее возникло много вопросов. Например, улица Рубинштейна вошла в состав интеллектуально-букинистического района, якорями которого назначили РНБ, Михайловский манеж, Библиотеку Маяковского и «Подписные издания». В новой версии, разработанной «ЦСР Северо-Запад», гастрорайон улицы Рубинштейна все же выделен в отдельную зону. Правда, в Смольном до конца не уверены, стоит ли барную магистраль причислять к новой географии, куда нужно направлять туристов, или к старой, которую нужно разгружать.

«Сейчас появление улицы Рубинштейна на карте отражает статус-кво. Но будет следующая карта, где будут отмечены перспективные территории в зависимости от спроса и мнения экспертов и жителей. Например, если мы покажем, что рестораторам выгоднее развивать бизнес в районе Севкабеля, они уйдут с Рубинштейна, и это решит проблему жителей», — пояснил Сергей Корнеев. (Сами собственники квартир на днях составили альтернативный путеводитель, отметив на карте бары, которые, по их мнению, работают без лицензии. В список вошли 30 заведений, всего их там более 80.)

Еще одного сложившегося гастрономического квартала в районе Некрасова — Жуковского — Белинского на карте нет. Зато там обозначен культурный кластер Коломны с Никольскими рядами и Василеостровский гастрорайон с одноименным рынком. А вот довольно протяженную территорию от «Севкабеля» и Морского вокзала до «Морского фасада» записали в водный кластер. К этому же типу причислили и курируемый Ксенией Шойгу проект «Остров фортов» в Кронштадте. Территорию вокруг стадиона «Газпром Арена» на Крестовском записали в спортивно-досуговый. Сергей Корнеев признает, что термин «кластер», возможно, не совсем удачно выбран. Скорее речь идет о точках притяжения. Такие карты помогут лучше ориентироваться индивидуальным туристам, самим властям позволят лучше видеть тренды и поддерживать их, а турфирмам включать новые пространства в свои маршруты.

В дорожной карте «ЦСР Северо-Запад» также предлагается сделать Петербург «столицей дизайна». Идея в чем-то перекликается с концепцией «второго Милана», которую несколько лет без особого результата вынашивал экономический блок Смольного времен Георгия Полтавченко. Но в данном случае ставку решили делать не на молодых модельеров, а на Академию имени Штиглица. Ее конкурс для студентов и выпускников Stieglitz Young планируется сделать общегородским соревнованием по созданию сувениров для Петербурга. А выставку с работами участников позиционировать как туристическое событие. Сама академия войдет в экскурсионную программу по истории дизайна и станет ядром дизайн-квартала. Что еще туда войдет, не уточняется, но проект планируется подавать на грант.

Также в «ЦСР Северо-Запад» видят Петербург центром образовательного туризма. Школьников и студентов могли бы привлекать летние школы и интенсивы по химии, математике, физике, биотехнологии, ИТ, искусственному интеллекту. Партнерами станут Фонд поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга (ФПИМИ), Лаборатория непрерывного математического образования (ЛНМО), сеть городских точек кипения, университеты (СПбГУ, СПбПУ, ИТМО, ГУАП и др.), а также компании — например, «Газпромнефть», «Биокад». Сейчас идет подготовка образовательных модулей и выбор площадок. Первые наборы состоятся в августе и сентябре. Как пояснил Сергей Корнеев, идея в том, чтобы предлагать «использовать высокую репутацию петербургского образования» и предлагать существующие программы, мастер-классы и курсы в составе турпакета.

«Мы хотим свести друг с другом образовательные учреждения, туристские организации и средства размещения», — отметил он.

Идея сделать Петербург мировым тревел-хабом, которая на протяжении последних лет вынашивалась властями Северной столицы, была переосмыслена. В условиях коронавирусных реалий «ЦСР Северо-Запад» видит Северную столицу стартовой точкой для маршрутов в регионы СЗФО. В дорожной карте запланирована серия конференций по развитию межрегиональных маршрутов между Петербургом, Псковом, Мурманском и др.

Так что Большая арктическая регата как пилотный проект по продвижению Петербурга как центра водного туризма выглядит уже не так экзотично. Согласно сайту проекта, в 2021 году яхтенные гонки пройдут по маршруту Мурманск — Нарьян-Мар — Мурманск. Но, по словам Сергея Корнеева, сейчас идут переговоры о том, чтобы стартовать из Петербурга. Таким способом КРТ хочет популяризовать путешествия из Северной столицы в регионы Северо-Запада. В самом Петербурге также будут появляться новые водные маршруты, которые свяжут традиционные центры притяжения с новыми — «Островом фортов», «Лахта-центром», «Севкабель портом». Пилоты можно ожидать в июне — августе.

Участники рынка неоднозначно оценили дорожную карту. С одной стороны, туроператоры намного раньше властей открыли туристический потенциал новых пространств и давно водят туда туристов.

«Мы разработали новую серию туров для молодежи, куда включаем Новую Голландию, «Севкабель», стадион «Газпром Арена», «Лахта-центр», пешеходные экскурсии по барам, посещение дворов, парадных, крыш», — рассказывает директор «Тари Тур» Галина Богина. Но классика все равно привлекает 90% туристов, отмечает она. Тот факт, что сами чиновники увидели в новых пространствах туристический продукт, вряд ли чем-то поможет, но и хуже не будет, если об этом поговорят на выставках и напечатают в каталогах.

«Главное, чтобы нам не мешали, как это случилось на Новый год (власти Петербурга объявили локдаун и попросили туристов не приезжать. — Прим. ред.)», — комментирует она. Если не вводить ограничений, туристы сами поедут, считает топ-менеджер. А вот к идее образовательных туров Галина Богина относится скептически. «Мы все-таки не образованием занимаемся, туризм — это впечатления», — говорит она.

«Новая география» будет интересна для русских туристов, которые были в Петербурге не один раз», — комментирует руководитель TJ Travel Татьяна Чурикова. Во время локдауна это был по сути единственный доступный продукт, поскольку музеи были сначала закрыты, а когда открылись, численность экскурсионных групп была не более пяти человек.

Гастрономический туризм — это мировой тренд, и посещение качественных ресторанов и даже мастер-классов по приготовлению русских блюд пользовалось спросом среди иностранцев до закрытия границ, отмечает она. Сейчас это востребовано особенно среди москвичей, говорит Татьяна Чурикова. Образовательные туры для старшеклассников и студентов топ-менеджер считает перспективными. «Сейчас все надо пробовать. Туризм будет меняться, и мы сами не знаем, какой он будет. Так что почему бы и нет», — комментирует она.

Иногда новое — это не до конца забытое старое. Регулярное водное сообщение между Дворцовой набережной и «Севкабелем» появилось еще в 2018 году, говорит руководитель «Нева Тревел» Юрий Набатов. А вот другие маршруты, заявленные в качестве перспективных, вряд ли появятся в ближайшее время. «Лахта-центр» построен и сияет, но внутри ничего нет. Причала для швартовки пассажирских судов тоже нет, никаких предпроектных решений мы не видели. Так что ни о каком регулярном сообщении речи быть не может», — отмечает он. Нет необходимой инфраструктуры и на «Острове фортов», так что туристов доставляют на зимнюю пристань Кронштадта, откуда до новой достопримечательности идти 15–20 минут. В 2021 году также будет возобновлено регулярное сообщение с «Орешком», которое было прервано несколько лет назад. «Мы приобрели два скоростных судна, заканчиваем модернизацию. Так что «Орешек» — это куда более новое, чем «Севкабель» или недостроенная "Лахта"», — заключает Юрий Набатов.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

Фото: Галина Бояркова/«Фонтанка.ру»/Архив

Другие новости по теме «Бизнес»

Апрель 15, 2021 - 09:47

РСТ просит правительство распространить на гостиницы и туроператоров тот гибкий подход к переносу обязательств без привязки к календарным годам, какой действует сейчас в отношении авиаперевозчиков. Одновременно внести изменения в постановление №1073 и продлить срок возврата денежных средств по неисполненным обязательствам турбизнеса до 2023 года.

 

Апрель 7, 2021 - 10:08

Туроператоры надеются на переформатирование работы с Поднебесной.

 

Март 30, 2021 - 10:38

Холдинг Mouzenidis Group возглавил Иоаннис Музенидис, сын безвременно ушедшего Бориса Музенидиса. Сообщение об этом размещено на странице холдинга в Фейсбуке.

 

Март 26, 2021 - 11:16

В Тюмени прошел очный семинар организаторов детского отдыха «Диалоги профессионалов: драйверы роста и развития сферы отдыха детей и их оздоровления. Опыт лидеров».