Алексей Кожевников: За туризм без культуры и спорта

Чемпионат мира по футболу 2018 г. дает России шанс побить рекорды по въездному туризму. Но спортивный праздник продлится месяц и закончится, а проблемы в сфере туризма останутся. Отрасль, которая формирует десятки процентов ВВП не самых бедных стран мира, в России – по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Почему так происходит? Своим мнением поделился с «Ведомостями» вице-президент «Опоры России» по туризму Алексей Кожевников.

Расцвета внутреннего туризма, о котором так охотно говорили российские чиновники в разгар кризиса 2014-2016 гг., пока явно не случилось. Как только курс рубля стабилизировался и Россия помирилась с Турцией, россияне стали снова ездить отдыхать за границу. Прежде всего в ту самую Турцию, где all inclusive все равно дешевле, чем в Сочи и в Крыму.

При этом совершенно очевидно, что бедность населения или слабый рубль и не должны быть единственным конкурентным преимуществом внутреннего туризма в нашей стране. Беда в том, что других преимуществ пока не просматривается. И как только миллионы россиян начали вынужденно ездить по России, например в Крым, то тут же убедились, что у нас тоже, мягко говоря, недешево. И при этом уровень сервиса никудышный.

Власти курортов и населенных пунктов с историческими и культурными достопримечательностями научились рапортовать вышестоящим начальникам, что внутренний туризм стремительно развивается, что это полноценная часть экономики, которая включает в себя аж 54 отрасли. По оценкам Ростуризма, туристический поток в России за 2017 г. оказался рекордным – 81 млн человек. Но есть вопросы к методике подсчета. Складывается ощущение, что в туристы записывают практически любого человека, покупающего билет на самолет или на поезд и проезжающего через территорию России. По крайней мере, эти официальные данные совершенно не бьются ни с данными о заполнении гостиничного сектора (даже с учетом отдыхающих в частном порядке дикарей), ни с показателями финансовых поступлений от туризма в местную казну.

Нельзя сказать, что государство вообще ничего не делает. Утверждена и действует стратегия развития внутреннего туризма в России до 2020 г. В документе записаны вроде бы правильные вещи. Но, как бывает у нас со многими правильными решениями, они попросту не исполняются. Ориентиры есть, но планомерной работы по их достижению никто не ведет. А главное, нет никакой ответственности должностных лиц за отрицательные результаты.

По-прежнему едва ли не самым болезненным сдерживающим фактором для развития туризма в нашей стране являются высокие, а для миллионов людей просто заградительные внутренние цены на услуги железнодорожного и авиационного транспорта. Чтобы изменить ситуацию, необходимо корректировать налоговую политику, регулировать цены на ГСМ, обеспечивать конкуренцию в сфере пассажирских перевозок за счет большего количества компаний-перевозчиков. Пока же улететь в ту же Турцию дешевле. Даже вне сезона в Крым вы не улетите дешевле чем за 10-15 тыс. рублей. А в сезон цены поднимаются вдвое-втрое. С полетами в Краснодарский край (Сочи) ситуация не лучше. А если не хочешь тратиться на билет и доехать до курорта на машине, то непременно столкнешься с плохими дорогами, отсутствием придорожного сервиса, полезной туристической навигации, удобных парковочных пространств и теплых туалетов на трассе.

Цены на отели тоже кусаются. Проблема в том, что круглогодичных туристических центров у нас практически нет. Сезон у отельеров короткий, надо успеть за считанные месяцы заработать прибыль на весь год. При этом коммунальные тарифы каждый год растут, налоги повышаются, проверок меньше не становится. Вот Турция, где у туристической отрасли совершенно иная степень свободы, и выигрывает «чемпионат России по туризму» с явным преимуществом.

В стратегии указывается, что должна быть создана дорожная карта развития инфраструктуры туризма и сервиса, согласованная с другими федеральными и региональными программами. Надо ли говорить, что такая дорожная карта не создана. А пока ее нет, вузы продолжают готовить для туристического рынка кадры, которые просто не нужны бизнесу, потому что устарели профессиональные стандарты, в учебных заведениях как факт отсутствует практика либо она проходит чисто номинально. В результате свежеиспеченные кадры не могут создавать и развивать местный туристический продукт. Им гораздо проще продавать курорты Турции или Испании с уверенностью, что покупатель гарантированно получит тот отдых, который хотел получить.

Еще одна важная стратегическая задача – продвижение отечественного туристического продукта на внутреннем и международном рынках. Что происходит по факту? В большинстве регионов на продвижение способных привлечь туриста событий и популяризацию самих территорий в региональных бюджетах просто нет денег. Либо их настолько мало, что регионы не в состоянии продвигать себя не только за рубежом, но даже и внутри России. Конечно, россияне более-менее представляют, что такое Крым, Сочи, Плес или Суздаль. Но большинство наших сограждан, если у них спросить, вряд ли назовут больше 5-7 мест в России, где можно провести отпуск или каникулы. Зачастую о курортах Турции, Испании или Греции они осведомлены гораздо лучше.

В российских регионах в большинстве случаев туризмом занимается либо министерство культуры, либо министерство спорта. В этих ведомствах туризм всего лишь приставка, дополнительное бремя. Как правило, в регионах на туризм работает один или несколько человек. Все стараются в духе времени сделать брендбуки, нарисовать логотипы мест. И... всё. Но туристу нужен не «узнаваемый графический бренд» города или села, а гостеприимство. Сервис. Чтобы его встретили как родного, вкусно накормили, показали интересные места – ненавязчиво, но с заботой, подвели к сувенирам и с улыбкой проводили. Главное, что теперь продают в любом бизнесе, – это даже не столько сам товар, сколько впечатления. К туристическому бизнесу это относится вдвойне: тут по определению не может быть ничего важнее впечатлений, которые остаются у людей от поездок.

Для стимулирования развития туристической инфраструктуры на региональном уровне действует давняя федеральная целевая программа – «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)». Она вроде бы полезна для создания инфраструктуры, которую местный бизнес за собственный счет просто не потянет. Однако эта программа основана на кластерном подходе. А такой подход подразумевает проектное финансирование, т. е. приходится продвигать турпроекты на много гостиничных номеров и много рабочих мест в надежде получить много инвестиций. Но отдельными мегапроектами туризм не разовьешь – это отрасль прежде всего частной инициативы и малого бизнеса.

В целом создается впечатление, что чиновники на всех уровнях не совсем понимают, что делать с внутренним туризмом. Возможно, есть смысл создать отдельное туристическое федеральное ведомство – Минкультуры явно не справляется с задачей. Даже в структуре Министерства экономики туризм смотрелся бы логичнее.

Давайте признаем: российский туризм нуждается в кардинальных изменениях. Власть на всех уровнях должна осознать, что главный тренд мирового развития в том, что технологии и сфера услуг все больше влияют на экономику. Нефть и газ могут закончиться, а желание людей получать впечатления и видеть новые места или просто «съездить на море» будет всегда.

Фото: RATA-news

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Март 22, 2024 - 11:57

Северная столица – в числе наиболее популярных внутренних авианаправлений на предстоящих майских каникулах с 29 апреля по 13 мая. Такие данные огласил один из крупнейших отечественных сервисов путешествий.

 

 

Март 21, 2024 - 17:41

Израиль занял 5 место в рейтинге самых счастливых стран мира за 2021–2023 годы, несмотря на войну с ХАМАС.

 

Март 17, 2024 - 18:40

Куба хотела бы стать туристическим регионом России, которая всегда имела и продолжает иметь особое значение для острова, сообщил министр туризма острова Хуан Карлос Гарсия Гранда на официальном открытии международной туристской выставки "Интурмаркет" в Москве.

 

Март 15, 2024 - 11:37

Пассажиропоток на водных маршрутах в Санкт-Петербурге в 2024 году может превысить 4 млн человек.