Туристы ищут деньги «Brisco», юристы дают советы

Последствия ухода с рынка туроператора Brisco до сих пор ощущают на себе многие: туристы исправно выигрывают у компании суды, но так никаких средств вернуть себе и не могут. При этом страдают турагентства, на которые переключается гнев кинутых туристов, многие из которых уверены, что руководство туроператора целенаправленно вывело все средства компании за границу, лишь бы не платить по искам. По многочисленным просьбам читателей корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» прояснил у экспертов-юристов, что можно туристам сделать в сложившейся ситуации.

Напомним, что 2 августа туроператор «Brisco» объявил о приостановке свой деятельности, что в переводе с юридического на бытовой язык означает крах или банкротство. Компания, специализирующаяся на Турции и Египте, считалась туроператором «средней руки», и вместе с авиакомпанией «Когалымавиа» (бренд «MetroJet») входила в одну группу, главой которой считался выходец из Чечни Исмаил Лепиев, а совладельцем - турецкий бизнесмен Хамит Багана. В качестве причин краха сама компания назвала теракт на борту лайнера А321 авиакомпании «Когалымавиа», случившийся 31 октября 2015 года, нанесший «непоправимую» имиджевую потерю, а также последовавшее за ним закрытие наиболее популярных направлений – Турции и Египта. Ускорило падение компании и фактические банкротство «Когалымавиа». Последней каплей стал отзыв лицензий у двух подряд страховых компаний, обеспечивавших туроператору финансовое обеспечение. При этом на тот момент Ростуризм подтверждал, что компания уходит с рынка без долгов.

Однако последнее утверждение правдой не оказалось: по делу Brisco прошло уже несколько судов. Например, в начале декабря Brisco» в очередной раз проиграл суд с туристами, которые ещё год назад так и не смогли отправиться в Египет из-за введенного запрета на авиасообщение с Россией. Компания отказалась возвращать путешественникам оплату за туры в Египет, однако суд стал на сторону пострадавших и обязал «Brisco» выплатить путешественникам полную стоимость приобретенных путевок, а также за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителей, выплатить компенсацию морального вреда и штрафа в размере 50% от суммы путёвки, говорится в сообщении управления Роспотребнадзора по Саратовской области.

Однако, как показывает практика, и решение суда в пользу туриста в данном случае не ставит точку в процессе. Так, в редакцию «ТУРПРОМ» с просьбой прояснить ситуацию с невыплатами по искам к Бриско обратились пострадавшие туристы. «Многие туристы выиграли суды, но компания не платит, не отвечает на телефонные звонки... Такое ощущение, что деньги уже выведены из страны. Обращения в органы внутренних дел и прокуратуру ситуацию не проясняют», - отметил читатель.

И действительно, как отмечают юристы, выигрыш в суде - это лишь половина пути в направлении взыскания денежных средств. «Если ответчик не желает исполнять решение суда, то возникает вопрос - «А что же делать в таком случае?». Законодатель предусмотрел данную ситуацию и, в целях защиты прав истца указал на следующую стадию гражданского процесса – исполнительное производство», - прокомментировал ситуацию Вадим Погорелов, юрист юридической компании Александра Байбородина. По словам эксперта, принудительное исполнение судебных решений осуществляется судебными приставами-исполнителями на основании исполнительного листа либо иных документов, предусмотренных ст. 12 Федерального Закона № 229 «Об исполнительном производстве». «После вступления решения в законную силу, туристам необходимо получить исполнительный лист в суде, вынесшем указанное решение. Исполнительный лист выдаётся на основании заявления», - прокомментировал Вадим Погорелов.
А вот после получения исполнительного листа есть несколько вариантов дальнейших действий:

    направление исполнительного листа в Банк, в котором у ответчика (должника) имеется счет. Данный вариант подходит только в случае, если вы точно знаете о наличии счетов ответчика (ч.1 ст.8 Федерального Закона № 229 «Об исполнительном производстве»);
    направление исполнительного листа в Федеральную службу судебных приставов для принудительного исполнения. «Не самый быстрый способ восстановить справедливость, однако, при правильном взаимодействии с судебным приставом-исполнителем, довольно эффективный (ст.5 Федерального Закона № 229 «Об исполнительном производстве»)», - считает эксперт.

Для того, чтобы предъявить исполнительный лист к исполнению в Федеральную службу судебных приставов, необходимы следующие документы (п.1 ст.30 Федерального Закона № 229 «Об исполнительном производстве»): 1) оригинал исполнительного листа; 2) оригинал заявления на возбуждение исполнительного производства.

«Из обращения не усматривается, что туристы обращались в Федеральную службу судебных приставов. В этой связи, туристам можно посоветовать обратиться в указанную службу», - считает юрист. По его словам, для того, чтобы все процессуальные действия происходили более менее быстро, взыскателю (истцу, туристу, турагентству) необходимо активно посещать своего судебного пристава. «Также в качестве рекомендации: все запросы/постановления/уведомления судебным приставом направляются посредством Почты России, что делает процесс исполнения судебного решения достаточно долгим. Поскольку турист хочет своих денег как можно скорее, ему необходимо будет «помочь» приставу. Это помощь заключается в том, что туристу необходимо получать некоторые запросы/постановления/уведомления на руки и самостоятельно отвозить их адресату», - отметил Вадим Погорелов.

Также эксперт предупреждает, что на каждого судебного пристава-исполнителя даже в Москве в среднем находится от 1’000 и более исполнительных производств. «В связи с этим не стоит думать, что он, получив от туриста исполнительный лист, пойдет его исполнять первым делом. Поэтому туристу необходимо периодически напоминать о себе, приходить на прием к приставу, знакомиться с материалами исполнительного производства. Это даст понять сотруднику ФССП, что взыскатель заинтересован в скорейшем исполнении решения суда», - подчеркнул Вадим Погорелов.

Что касается турагентств, которые также уже успели пострадать от претензий туристов к Brisco, то эксперт подчеркивает, что если турагент имеет все необходимые документы, подтверждающие как бронирование, так и оплату туристского продукта туроператору, то с большой вероятностью суд будет взыскивать деньги именно с туроператора. «По сути, турагенту главное постоянно контактировать с туристом, показать ему, что он не брошен, оказать ему максимальную информационную и организационную поддержку. Замечу, что если у туриста уже есть на руках решение о взыскании денежных средств с Бриско, то его попытки взыскать деньги с турагента по причине того, что их нет у туроператора, не увенчаются успехом, поскольку в рамках конкретной путёвки судом уже было определено лицо, обязанное осуществить возврат денежных средств. Таким образом, турагентам, которые вовремя забронировали, оплатили туристский продукт и имеют на руках соответствующие документы, по большому счету опасаться нечего», - резюмировал эксперт.

Фото: Турпром.ру

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Происшествия»

Апрель 14, 2024 - 09:10

Рейс SU514 Москва - Тегеран за 13.04.2024 выполнит посадку в аэропорту Махачкалы.

 

Апрель 8, 2024 - 13:14

Прогулочное судно "Империя" загорелось в Тольятти. В результате ЧП никто не пострадал, сообщили в пресс-службе ГУ МЧС по региону.

 

Март 23, 2024 - 16:53

В связи с решением Губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова по итогам проведения заседания Оперативного штаба,  в знак солидарности с пострадавшими и скорби с погибшими в теракте в Подмосковье, переносится проведение увеселительных мероприятий, запланированных на 23 и 24 марта.

 

Март 18, 2024 - 11:42

Таможенники пресекли нелегальную пересылку в США 25 ампул с психотропным веществом.