Турбизнес призвал наказать чиновников Росавиации, допустивших кризис «ВИМ-авиа»

Кризис чартерных перевозок, главную роль в котором сыграла авиакомпания «ВИМ-авиа», очередной раз показал всю безответственность чиновников от авиации и туризма, но в первую очередь – чиновников Росавиации.

Именно они либо по некомпетентности, либо по глупости или лени, либо какой-то другой корысти позволяли авиаперевозчикам без достаточного технического обеспечения по-максимуму «срывать куш» во время высокого летнего сезона. А за их нежелание грамотно регулировать авиарынок теперь приходиться расплачиваться турбизнесу – как финансово, так и репутационно.

Напомним, по данным Ассоциации Туроператоров России (АТОР) из-за отмены или значительной задержки чартерных рейсов только одной авиакомпании «ВИМ-Авиа» в той или иной степени пострадало более 30 тысяч туристов. С 28 мая по 12 июня этот перевозчик задержал 173 авиарейса (52 регулярных и 121 чартерных) более чем на два часа, а затем под давлением очевидного был вынужден отказаться от значительной части чартеров, прежде всего в Болгарию и Турцию, которую не был в состоянии обеспечить. При этом значительная часть рейсов была отменена в регионах, где туроператорам подобрать альтернативу в столь короткие сроки крайне сложно, если вообще возможно. «У нас было две очень крупных программы из Ростова и Краснодара в Анталию. Было продано несколько тысяч билетов. Когда «ВИМ-авиа» отменила полеты, мы туристов не смогли даже никуда пересадить, потому что туроператор так и не смог найти альтернативную перевозку. При этом туроператор сам оказался «крайней» стороной, потому что об отмене рейсов узнавал лишь на два дня раньше нас. Очевидно, что за такой срок в разгар сезона подобрать альтернативу невозможно», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Алексан Мкртчян, гендиректор сети турагентств «Розовый Слон».

При этом причины кризиса официально до сих пор не объявлены: «ВИМ-авиа» предпочитает рапортовать об исправлении ситуации и о том, что регулярность «скорректированного» графика достигает 93%. Молчит и Росавиация. «Отдельно хочу сказать, что мы не получили даже морального удовлетворения. Хотя бы владелец авиакомпании Рашид Мурсекаев принёс извинения перед тысячами пассажиров по всей России», - подчеркнул Алексан Мкртчян.

Тем временем неофициально эксперты называют две причины данного кризиса, взаимно усугубившие друг друга: желание авиакомпании «сорвать максимальный куш» за короткий летний сезон, которое способствовало превышению объективных возможностей перевозчика, а также техническое состояние самолетов, послужившее «стартом» для эффекта «снежного кома». В этой связи стоит напомнить, что средний возраст бортов у «ВИМ-авиа» не меньше 19 лет, соответственно, времени на подготовку и обслуживание они требуют больше, чем новые, равно как и финансовых вливаний.

По поводу последнего ряд экспертов отмечают вероятные трудности у перевозчика. «Многие компании в летний сезон действительно пытаются урвать побольше и загрузиться по максимуму. Но есть и еще одна версия, которая вытекает из сообщения «ВИМ-авиа» о том, что три её самолета вовремя не вернулись с техобслуживания. Редко бывает, когда технические организации задерживают самолет. Если это произошло, то, скорее всего, просто не вовремя пришла оплата за ремонт. После зимы у «ВИМ-авиа» мог возникнуть кассовый разрыв, и дальше все просто посыпалось. Эта версия выглядит более предпочтительно ещё и потому, что никто из других перевозчиков оперативно не подстраховал «ВИМ-авиа», - прокомментировал газете «Взгляд» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Зимний сезон для небольших авиакомпаний оказывается финансовой ямой, так как основной «хлеб» - чартеры в Египет, недоступен, а остальные направления отличаются большей длиной перелета и большим количеством «своих» перевозчиков.

Впрочем, напомним, что подобные массовые задержки «ВИМ-авиа» допускала и раньше. Так, ещё в 2007 году перевозчик также «обеспечил» серьезный срыв чартерной программы: тогда было задержано множество рейсов по всем направлениям – от Хургады до Аликанте. В 2013 году количество задержанных рейсов у «ВИМ-авиа» достигло в среднем 20.9 %, а отдельные месяцы этот показатель даже превышал 30 %. И это притом, что Росавиация считала критическим порогом 10%. Еще хуже обстояли дела с задержками в 2016 году: тогда «ВИМ-авиа» суммарно задержала почти 35% своих рейсов, из-за чего Росавиация даже пригрозила перевозчику запретом на чартерную перевозку. Впрочем, дальше угроз чиновники от Росавиации не идут...

«Я работаю в туризме 27 лет и не помню ни одной авиакомпании с аналогичной не решаемой проблемой. Понятно, что гигантским ударом по рынку стал крах «Трансэро», но данная ситуация была связана с банкротством, а не с массовыми задержками. Авиакомпания «ВИМ-авиа» живет и существует, никакого банкротства нет. Но как может спокойно существовать на рынке компания, без зазрения совести отменяющая почти сотни рейсов? Причем проданных рейсов, некоторые из которых были проданы полностью. При этом никто из чиновников Росавиации и Минтранса признавать собственную вину не спешит, они предпочитают всё валить на авиакомпанию, но и даже в отношении такого злостного нарушителя чиновники предпочитают отделываться лишь пустыми угрозами», - добавил Алексан Мкртчян.

Чтобы хоть как-то перенести центр финансовой ответственности за задержки и отмены рейсов с туроператоров на сами авиакомпании ряд экспертов предложили ввести для чартерных перевозчиков аналог резервных фондов персональной ответственности, которые существуют в туризме. «Ситуация, когда все риски, как юридические, так и финансовые, созданные перевозчиком, де-факто перекладываются на туроператоров как ответственных за турпродукт, не может не оказывать негативного влияния на туристический рынок», – отметили в АТОР.

Эксперты туррынка в свою очередь задают вопросы чиновникам от авиации и лично руководителю Росавиации Александру Нерадько. «Ситуация с задержками «ВИМ-авиа» не новая, она тянется фактически лет десять. У нас единственный вопрос к Росавиации – если вы знаете, что компания хронически задерживает рейсы, девять лет подряд возглавляя рейтинг по количеству опозданий, то почему перевозчик не понес никакого наказания? Учитывая такое сверх-либеральное отношение Росавиации к этой авиакомпании, у многих закрадываются «смутные сомнения» о причинах такой милости», - резюмировал Алексан Мкртчян.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Март 27, 2024 - 17:40

«Россия» (Группа Аэрофлот) приступит к выполнению прямых рейсов из Ставропольского края на популярный турецкий курорт с началом высокого сезона.

 

Март 26, 2024 - 18:39

«Россия» (Группа Аэрофлот) приступит к выполнению полетной программы из Москвы в Костанай с начала действия летнего расписания.

 

Март 21, 2024 - 20:26

Полетная программа «России» (Группа Аэрофлот) между Санкт-Петербургом и Мурманском расширяется. Авиакомпания с 31 марта будет выполнять три рейса в день, а с июня частота полетов составит до пяти раз в день.

 

Март 21, 2024 - 11:35

Уважаемые партнеры, рады сообщить Вам о продлении промо – тарифов авиакомпании Gulf Air (RT и OW) на период продаж до 10 апреля 2024 для полётов до 30 сентября 2024 года.