Когда в один день в городе проходит несколько знаковых событий — матч ЧМ, праздник выпускников “Алые паруса”, одно из модных событий — показ ведущих петербургских дизайнеров “Ассоциации”, поневоле приходится выбирать.
Для меня было очевидно, что я поеду в Царское Село, как и каждый год, уже много лет подряд. Это был юбилейный, десятый показ, девизом которого стало «Власть красоты. Императорская мода».
В этом году много юбилейных, столетних дат. Это и столетие гибели императорских семьи, и столетие преобразования загородных резиденций Российской короны в музеи.
По-видимому, именно это повлияло на совместное решение ГМЗ “Царское Село“ и группы модельеры, постоянно принимающих участие в показах. Каждому из них было предложены выбрать “любимую” императрицу и сделать коллекцию, соответствующую ее времени. Модельеры должны были осмыслить – как личность того или иного венценосного владельца царскосельской резиденции и его жены влияли на моду и стиль.
И гости буквально с первых шагов сталкиваются реконструкциями — в пейзажной части парка раскатывает ретроспективный автомобиль с коллекцией Татьяны Парфеновой, посвященный дочерям Николая II. Почему-то было очень грустном смотреть на молодых девушек в полностью черных платьях и шляпах.
Но это — не единственной, что представила Татьяна. На парадной лестнице Екатерининского дворца мы следили за моделями времен Елизаветы Петровны и Екатерины II. Красавцы — фавориты императриц, шикарные, но строгие платья и шляпы дам — 20 нарядов, которые созданы специально для этого дефиле, но имеют полную возможность воплотиться целиком или в деталях в ближайших коллекциях прет-а-порте.
Леонид Алексеев, вдохновленный личностью Александра I, показал коллекцию, отражающую романтизм эпохи “Пера и шпаги”. Фехтовальщики — защитники дам, да и сами дамы в костюмах фехтовальщиков. Дамы в военизированных костюмах напоминали кавалер-девицу Надежду Дурову, причем современные материалы — лен и джинса — прекрасно вписывались в эпоху.
Стас Лопаткин посвятили свою коллекцию Марии Федоровне, супруге Александра III. Для того, чтобы лучше понять эту датчанку, единственной вдовствующую императрицу, оставшуюся в живых после Октябрьского переворота, он съездить к ней на Родину, откуда привез массу впечатлений, легших в основу показа.
Модели я бы разделились на две части. Первая — легкая, воздушная, счастливая. Вторая — тревожная, будто бы предваряющая события начала 20 века. Очень удачно была выбрана площадка — терраса перед павильоном “Грот”.
В заключительном выходе вся группа как бы уходит в пространство озера, где стоит маленький кораблик со стойким оловянным солдатиком — почти символ жизни императрицы.
Показ Лилии Киселенко — это своеобразной дивертисмент, фрагменты барочного балета, посвященного Екатерине I и ее супругу Петру Великому. Здесь даже не кажется лишним андреевский флаг, взмывающий над танцующими.
Очень расстроил показ моего любимца Яниса Чамалиди, поскольку я его просто не смогла увидеть: он состоялся на верхних ярусах Камероновой галереи и миниатюрными фигурки моделей не предполагали детального рассмотрения.
Но на завершающем дефиле на площадке между прудами его изделия раскрылись о всей красоте стиля дизайнерам. Эпоха Николая I достались ему, поскольку остальные императоры и императрицы уже были разобраны другими участниками показов. И Янис смог найти очень интересный подход, который мог прийти в голову только ему: императорских путешествия. Это времена, когда строились дороги, в том числе железнодорожные пути.
Дамам пришлось уже думать о том, как выглядеть в дороге опрятно и, в то же время, комфортно. В итоге Янис создал коллекцию, вдохновленную образом северной богини, которая путешествует, и в своих путешествиях использует одежду-трансформер.
Интересно было услышать мнение почетной гостьи показа, Президента фонда “Русский силуэт” Татьяны Михалковой. Ей есть с чем сравнивать, но царскосельское дефиле “open air”, по ее словам, превосходит то, что она уже видела, и по красоте, и по душевности. По словам Генерального директора ГМЗ “Царское Село “ Ольги Таратыновой, молодым кутюрье попасть в проект сложно, поскольку рядом с маститыми дизайнерами нельзя сфальшивить. Однако она не исключила возможности появление новых имен, хотя количество площадок для показа увеличить сложно в связи с особенностями ландшафта парка.
Я начала с праздника Алых Парусов, хочу закончить праздником на Зеркальных прудах — заключительным дефиле, в котором мы увидели и паруса, правда не алые, а с портретами императриц, и салют, встреченный зрителями с нескрываемым удовольствием.
Уже с нетерпением жду Ассоциации 2019.
Татьяна Бушманова
Skype
Фото Оксана Крапивко