"Триптих в тёмных тонах". Актуальная зарисовка российского турбизнеса от блоггера STP

Август оправдывает свою репутацию... и пятница. Ланта-тур тоже объявила о своем банкротстве в пятницу вечером. Пока мы еще не услышали новых заявлений о банкротстве, но, кажется, всем все уже ясно - кто. 

Неясно - сколько, неясно - чем в итоге все это закончится. Но все имеет свойство заканчиваться. Вот и безумствам амбициозных бизнесменов приходит конец. Не могут сделать этого сами, появятся внешние обстоятельства.

Уже озвучены некоторые зимние планы. И становится ясно, что сами бизнесмены остановиться не могут. 

Ясно было и весной, когда на наш рынок пришел новый "монстр" со своей полетной программой. Со своей новинкой - Испанией! Я специально пришла на презентацию и тихо удивлялась тому, что агентства на полном серьезе задают им вопросы, что-то уточняют. Кто-то уже успел что-то продать!

Призывать коллег к благоразумию бесполезно: у туроператоров - непомерные амбиции, хотя больше похоже на агонию, у тургентств - жажда  низких цен и высокой комиссии, что несовместимо в принципе. А еще есть туристы, которыми все равно, лишь бы подешевле и скидка побольше. Как-то я однажды провела жесткую ассоциацию, что все "могильщики" друг друга. Ничего не поменялось, мое мнение осталось прежним.

Сегодня я вижу такую картину туристического мира в России:

ТУРАГЕНТСТВА

Бесплатное вхождение на турагентский рынок и бесконтрольное поведение в течение 3-х лет. И все - по закону. Все, что приходит на память из последних банкротств турагентств - это фирмы, прожившие 2-2,5 года. Достаточное время, чтобы получить доверие у туристов, которые успевают воспользоваться услугами этих фирм повторно, и чтобы либо сбежать с собранными деньгам (мошенничество, как крайний вариант) либо финишировать с убытками, не совместимыми с жизнью фирмы.
Простите, но отсутствие контроля за бизнесом в течение первых трех лет - это не помощь малому бизнесу, а помощь мошенникам, практически, на государственном уровне. Почему нас должны проверять постоянно, а другим позволено постоянно возрождаться из пепла. Ведь не секрет, что бывшие директора снова всплывают на рынке и занимаются тем же самым.

Как следствие того, что туризмом может заниматься каждый и на лицо гегемония массового туризма - падение профессионального уровня. И если раньше (до 2008 года) работая в турфирме, менеджер приобретал колоссальный опыт, потому что все было интересно, все было новым, то сейчас реально идет процесс отупления менеджеров. Иначе не назовешь. А о профессиональном росте новых менеджеров говорить не приходится.
А каких высот может достигнуть менеджер, который изо дня в день бронирует готовые пакеты с помощью, безусловно, удобной системы бронирования и не прилагает больше никаких усилий, потому что турист чаще всего приходит уже с выбранным вариантом? Максимальное напряжение - разные поисковики у разных туроператоров. Но и тут можно по пальцам пересчитать степень напряжения (если, конечно, турагентство со всеми этими операторами работает): Тез-Тур (собственная система), Натали-Турс (собственная система), Пегас-Корал-Санмар-Анекс (общая база, условно назовем "само"), подавляющее большинство туроператоров, базирующихся на еврпейских направлениях (общая база, условно назовем "мастер").

ТУРИСТЫ

Рост числа самостоятельных туристов. Причины: в первую очередь, потому что появились он-лайн возможности. Во вторую очередь - разочарование в турагентствах, потому что современный менеджер безграмотнее самостоятельного туриста, который может черта лысого себе в гиды забронировать. К сожалению, среди всей этой массы сетевиков, новоиспеченных агентств-однодневок затерялись настоящие профессионалы, которые знают и могут больше любого, пусть даже самого опытного туриста. Но на них повесили общий ярлык – «ничего не могут, кроме тыкания в кнопки туроператорских поисковиков». Ярлык верный, но не для всех. В-третьих – один за одним банкротства туроператоров окончательно отвернут от нас тех, кто еще изредка обращался за турпакетом, и напугают начинающих туристов.

Самостоятельный туризм – не панацея. Чтобы не писали в комментариях самодеятельные туристы, как бы они не призывали всех готовить свое путешествие без помощи фирм, но все-таки они не всю правду озвучивают. А правда самостоятельного туризма не такая уж и красивая. Только вот почему-то в Интернет свои печальные истории не выкладываются. В Интернете настроения другие. Но мы-то это знаем не понаслышке. И обращались к нам с проблемами, и рассказывали, и коллеги делятся такими же рассказами. Да что там говорить, сами работники турфирм попадались на косяки самостоятельного туризма. С проблемами самодеятельные туристы сталкиваются абсолютно во всех сферах – авиабилеты он-лайн, получение виз, бронирование гостиниц. Без сомнения, сегодня организовать себе любой сити-тур может кто угодно. Но вот попытки сделать сложный тур – это уже задача профессионала, чтобы не говорили. И сделать это он может за 2-3 дня, а в зависимости о степени сложности тура и уровня профессионала может понадобиться и неделя. А турист должен либо не работать, либо готовить такой тур несколько недель-месяцев-полгода-год.

ТУРОПЕРАТОРЫ

Отсутствие реального контроля и полный беспредел на туроператорском рынке.

Несмотря на Фингарантии (ФИГи) и «Турпомощь», оказывается, что ФИГи никак не защищают, хотя бы потому, что оказываются несостоятельными страховые компании. С прошлого года крупные страховые компании начали отказываться от работы по этому виду страхования или сокращать количество туроператоров. Но им на смену откуда ни возьмись пришли другие, к которым и кинулись туроператоры. В итоге мы получили «надежных» страховщиков, взявших под свое пустое крылышко до 40 операторов каждый!

Никто не контролирует финансовое состояние туроператоров. Даже сдаваемый годовой отчет при продлении фингарантии не отражает реальное состояние фирмы (соотношение активов и пассивов). Да что там говорить, сами туроператоры не контролируют свое финансовое состояние. Я уверена, что все вступают в новый сезон с убытками прошлых сезонов. По окончании всех сезонов все признаются, что заработать не удается, так что убытки прошлых лет только увеличиваются.  А фирмы продолжают рисковать,  рассчитывая на будущие прибыли и снова подписываются на огромные контракты с авиакомпаниями. Раньше такое, действительно, было возможно – что планировали, то и получали. Но сейчас, когда все продается по демпинговым ценам? Как же можно допускать эти фирмы к чартерным программам, если они уже в долгах? И кто может по-настоящему проверить фирму и дать ей этот допуск?  Думаю банки. Только они могут реально проверить состояние фирмы и дать фингарантию на конкретную программу. Банки – не самоубийцы, увидев реальную картину, они никогда не дадут своей гарантии. Хотя, возможно, я ошибаюсь, многие ведут рискованный бизнес. Но тут дело не в бизнесе, а в умении реально оценить обстановку на туристическом рынке. У нас чудес не бывает. Но по этому сценарию никто из туроператоров никогда не будет работать, потому что тогда у нас не будет чартеров. Вот и получается замкнутый круг. Ничего нельзя придумать такого, что реально защитит туристов, так зачем эти ФИГи? И почему в «Турпомощь» должны скидываться те, кто не участвует в чартерах, а значит, не подвергает свой бизнес этим не предсказуемым финансовым рискам?

Никто не контролирует соблюдение закона в части того, кто имеет право заниматься туроператорской деятельностью, т.е. формировать, продвигать и реализовывать туристский продукт. У нас этим занимаются абсолютно все, кто хочет, не имея никаких ФИгов и не вступая в «Турпомощь». Используются всевозможные методы – развод услуг по разным договорам, при необходимости – по разным фирмам. Понятно, что турист не подпадает ни под какие фингарантии и не может рассчитывать на «Турпомощь». А в свете последних событий уже стыдно туристу приводить в качестве аргумента наличие ФИГов и надежды на «Турпомощь». Кто нам теперь поверит? Поэтому появилась мысль о том, что нужно менять формулировку понятия «туроператор» в законе о туристской деятельности. Пусть туроператоров называются только те, кто подписывается под блок-места (это ведь не обязательно специальные чартеры, блоки можно иметь и на регулярке). А то, что получается: турагентства никто не контролирует как объект хозяйственной деятельности первые 3 года (см. п. 1) и они все равно могут формировать турпродукт, что запрещено законодательством, если у тебя нет фингарантии и ты не член «Турпомощи», но это опять же никто не контролирует! Возможно, нужно расширить понятийный аппарат – должен быть просто «туроператор», который может покупать заграничную наземку, регулярную авиаперевозку, и это все-таки не чартерные риски, но достаточно серьезная и ответственная работа по формированию туристского продукта. А может быть еще «чартерный туроператор». И вот к нему-то как раз и надо применять самые жесткие требования и специальные допуски. Но так дальше не может оставаться.

Пришло время вернуться к Закону о туристской деятельности.
Пока учтены интересы только крупных туроператоров. Что мы имеем:

а) Пролоббированы фингарантии, которые выдавливают с рынка средних и мелких туроператоров, работающих качественно и аккуратно без рисков. При этом турист самих крупных туроператоров, рискующих всей своей деятельностью, никак этими ФИГами не защищен.

б) Для «Турпомощи» мелкие и средние операторы оказались очень кстати. Со всех собрали одинаково, независимо от оборотов и рисков. А банкротятся почему-то крупные.

Но и сами мелкие средние туроператоры, в основном, региональные продемонстрировали свою слабость. Региональные ассоциации не стали серьезным рупором и защитой. Хватит ли смелости и настойчивости сейчас? 

Картина получается не радостная. Нужны новые краски, новые эскизы.

http://www.sibtourport.ru/blogs/%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0-%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0/14594

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Март 17, 2024 - 17:07

Платформа для планирования путешествий Wildberries Travel планирует запустить продажу туристических услуг в сотрудничестве с Российским союзом туриндустрии.

 

Февраль 22, 2024 - 04:26

Туроператорам, которые продают горящие туры, предложили дать право оформлять электронные путевки позже, чем предусмотрено законом о туризме сейчас.

 

Январь 31, 2024 - 09:11

Уровень цифровизации туристической отрасли в России, который обеспечивается не только на федеральных, но и на региональных интернет-площадках, можно оценивать как достаточно высокий.

 

Январь 16, 2024 - 10:35

Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ предлагает внести изменения в законопроект о снижении финансовой нагрузки на туроператоров, специализирующихся на туризме в страны СНГ. Соответствующие предложения содержатся в подготовленном палатой заключении на законопроект, сообщил ТАСС вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров.