Крупное туристическое агентство «Центр онлайн бронирования» (ООО «Открытый мир») демонстрирует признаки приостановки деятельности.
Под угрозой срыва могут оказаться планы на отдых около тысячи российских туристов. Попытались разобраться в причинах кризиса.
На туристическом рынке сгущаются тучи: назревает громкая история с остановкой деятельности крупной компании. Краснодарское агентство «Центр онлайн бронирования» (оно же ООО «Открытый мир» и ООО «Центр бронирований»), работающее на рынке с 2011 года и имеющее офисы в Москве и Санкт-Петербурге, столкнулось с серьезными проблемами.
Этот случай может стать одним из первых крупных во внутреннем туризме за последнее время.
Что такое «Центр онлайн бронирования» и что с ним случилось
Компания числится в федеральном реестре туроператоров, но ведет преимущественно агентскую деятельность.
Как сообщил «Вестнику АТОР» вице-президент ассоциации «Альянс туристических агентств» (АТА) Алексан Мкртчян, «Центр онлайн бронирования» – известная на рынке компания, которая занимается продажей туров преимущественно по России, а также в Абхазию и Белоруссию.
Признаки нестабильной работы она начала демонстрировать еще в прошлом году. Но месяц назад ситуация стала заметно ухудшаться, и на минувшей неделе «Центр онлайн бронирования» начал уведомлять туристов и туроператоров о неспособности выполнить взятые на себя обязательства.
Туристы сообщают, что им приходят письма следующего содержания:
«К сожалению, Ваша бронь в отель аннулирована. Приносим искренние извинения за причиненные неудобства. Такая ситуация сложилась из-за совокупности организационно-операционных и временных финансовых трудностей нашей компании. Вам необходимо написать заявление на возврат денежных средств. Возврат будет производиться с 01.12.2025».
Сайт компании в данный момент не доступен или загружается с ошибками, интернет уже пестрит отзывами туристов, которые предупреждают о том, что «Центр онлайн бронирования» и «Открытый мир» могут «оставить вас без путевок».
Количество пострадавших оценивается в сотнях человек, ряд источников на рынке говорит о цифрах «около тысячи». Недовольные туристы объединяются в социальных сетях и планируют подать коллективные обращения в суд, Роспотребнадзор и Следственный комитет РФ.
Сколько задолжал «Центр онлайн бронирования»
«Объемы у них достаточно большие, порядка 500 миллионов рублей в год. А причина в том, что продавали дешевле других компаний. Уверен, что владельцы видели этот кассовый разрыв уже несколько месяцев. Эта история тянется с весны, но критический характер она приобрела с начала лета», – дал свою оценку Алексан Мкртчян.
Другой источник на рынке считает, что объем бронирований в год у компании составляет свыше 1 млрд рублей, у компании были заявки и на 2026 год.
Объем задолженности «Центра онлайн бронирования» перед туроператорами, по данным источников «Вестника АТОР», составляет на текущий момент около 70 млн рублей или больше. Это деньги, которые агентство получило от туристов, заведя заявки в системы туроператоров, но не передало туроператорским компаниям.
По мнению Алексана Мкртчяна, дальше компанию ждут судебные разбирательства не только с туроператорами, но и с туристами.
«Сегодня все туроператоры расторгли договора с ними. Дальше начнутся суды, как арбитражные с юрлицами, с туроператорами, так и районные – с туристами, которые не уехали на отдых», – заключил вице-президент АТА.
Наши источники сообщили, что первый иск от туристов к компании на сумму 400 тыс. руб. уже подан.
Напомним, министерство экономического развития РФ по запросу туристического бизнеса уже разработало и скоро вынесет на общественное обсуждение законопроект с поправками в действующий закон о туризме, которые должны будут снизить необоснованные финансовые риски для туроператоров и защитить их от чужих ошибок и махинаций.
Марина Первухина
Фото piqsels.com / Вестник АТОР