Только десятая часть туристов, пострадавших от туроператоров, получат компенсации потерянных денег

Только десятая часть туристов, пострадавших от туроператоров, получат компенсации потерянных денег — им выплатят лишь 250 млн рублей из общего ущерба в 2,5 млрд. А владельцы туркомпаний открывают новые фирмы и продолжают собирать деньги с россиян.

Ущерб туристов, пострадавших от прекращения деятельности туроператоров в 2018 году, превысил 2,5 млрд рублей, подсчитали в страховой компании ERV. Именно эта компания страховала туроператора «РоссТур», покинувшего рынок в октябре.

В 2018 году прекратили деятельность более десятка российских туроператоров: «Радуга Трэвел Центр», Polar Tour, «Матрешка Тур», «Премиум Тревэл Групп», DSBW Tours, Danko, «Аврора», «Натали Турс», «РоссТур», «Жемчужная река» и другие. Из-за их ухода с рынка не смогли отправиться в оплаченные путешествия свыше 27 тыс. граждан, купивших 13,1 тыс. туров, говорит Юлия Алчеева, заместитель генерального директора страховой компании ERV и руководитель рабочей группы по страхованию ответственности туроператоров при Всероссийском союзе страховщиков.

Средняя сумма выплат клиентам «Данко» и «РоссТура» — 50 тыс. рублей на человека, в то время как в реальности средний ущерб на человека составил 92,5 тыс. рублей.

Без страховки

Большинство потерпевших не получат никакой компенсации (всего за год страховщики уже выплатили 200 млн рублей), так как многие клиенты приобретали путевки не у туроператора, а у его агентов. А в этом случае по российским законам туристы не могут претендовать на страховые выплаты.

Кроме того, некоторые владельцы прекративших деятельность туроператоров заранее вывели деньги из страховых компаний, чтобы средства не достались туристам. Так, например, поступил владелец группы «РоссТур» Александр Недополз. Он досрочно расторг договор со страховой компанией ERV, заключенный одним из входящих в группу операторов (ООО «Туроператор РТ-Центр»), а страховую премию забрал себе. Страхователь воспользовался своим правом на досрочное прекращение договора страхования, которое ему дает Гражданский кодекс, пояснила Алчеева.

По разным оценкам, от действий «РоссТура» пострадали 5-10 тыс. человек, общая сумма их ущерба 200-400 млн рублей. Но в основном граждане покупали путевки у агентов-партнеров «РоссТура», поэтому денег такие клиенты не получат, поясняют в Ростуризме. Сам «РоссТур» утверждает, что его операторы продали туры только 1214 туристам на сумму 51,5 млн рублей.

В ERV говорят, что в компанию «поступило 609 документально подтвержденных заявлений на выплату страхового возмещения в отношении 1432 туристов на общую сумму 62,57 млн рублей». Однако сумма требований превысила размер финансового обеспечения (страховой суммы) туроператора, установленного договором страхования — 50 млн рублей, поэтому не все туристы смогут получить компенсацию, предупреждают в ERV.

В не менее сложную ситуацию попали клиенты «Жемчужной реки» (принадлежит Екатерине Белавиной). Они в декабре не смогли вылететь с китайского острова Хайкоу. «Жемчужная река» выдала путешественникам поддельные квитанции электронных авиабилетов на рейсы авиакомпании «Пегас Флай». В квитанциях значилась дата вылета 8 декабря, но авиакомпания прекратила полеты на Хайнань еще 26 ноября. Другому перевозчику — компании «ИрАэро» — туроператор задолжал 2,5 млн рублей за билеты, и авиакомпания отказалась везти туристов.

«Натали Турс» сделала кассу

Самый весомый ущерб понесли клиенты одного из крупнейших в России операторов — «Натали Турс», который принадлежит бывшим супругам Наталии и Владимиру Воробьевым. Почти три четверти от общей суммы ущерба туристов — около 1,8 млрд рублей — пришлось на клиентов «Натали Турс», подсчитали эксперты. Однако денег они почти не получили.

«Всего от действий «Натали Турс» пострадало более 12 тыс. туристов, большинство из которых в силу недостаточности размера фингарантии туроператора получили в качестве компенсации по 4,9% от суммы тура», — поясняет Юлия Алчеева.

Существующий механизм деятельности туркомпаний надо менять. Об этом давно говорят и участники рынка, и чиновники. Однако с 2014 года, когда по отрасли прокатилась первая волна банкротств (тогда ушли с рынка более 20 компаний, от их действий пострадали около 100 тыс. туристов), проблема так и не решена, и вряд ли это случайность. Дело в том, что такое положение вещей очень выгодно недобросовестным участникам рынка — почти никто из владельцев и руководителей обманувших клиентов турфирм не только не понес наказания, но и преспокойно продолжают работать, открывая новые фирмы, отмечает Павел Румянцев, замдиректора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии. Например, основательница компании «Инна тур» Инна Бельтюкова уже в третий раз возвращается в турбизнес. В 2002 году обанкротилась компания «Инна тур», созданная супругами Инной и Игорем Бельтюковыми, в 2010-м — еще одна их компания, «Капитал тур», задолжавшая кредиторам $42 млн и оставившая без путевок 8,3 тыс. клиентов. Сейчас на рынке работают несколько компаний Бельтюковых: ООО «Инна тур групп», ООО «Компания Инна тур» и другие.

Фото: theconversation.com

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Финансы»

Апрель 15, 2024 - 08:58

В правительстве собираются трансформировать курортный сбор в туристический налог.

 

Апрель 11, 2024 - 18:01

В Санкт-Петербурге с 1 апреля начали взимать плату за пользование курортной инфраструктурой: 100 руб. с туриста за каждые проведенные в городе сутки.

 

Апрель 3, 2024 - 08:50

Сто тысяч человек, или около 5% от общего числа туристов, приехали в прошлом году в Петербург из Ленобласти. Речь о тех, кто остановился в гостинице и провел в ней две ночи.

 

Апрель 1, 2024 - 12:58

 Курортный сбор с 1 апреля начнут взимать в Санкт-Петербурге с совершеннолетних гостей, проживающих в гостиницах, апарт-отелях, санаториях и других объектах размещения более 24 часов.