Но самое жуткое впечатление я испытала, когда узнала, что на площади перед бывшей суконной фабрикой стояли 5 виселиц, которые никогда. не пустовали. По расчётам краеведа, который нас сопровождал, за все время оккупации было повещено около 800 человек. Война недалеко пока ушла — там был повешенным его родственник — подпольщик. Мы как то раз заходили перекусить в это здание и могу сказать одно: если бы я знала историю, мне бы кусок в горло не полез.
А всего городе осталось совсем немного тех, кто пережил те страшные времена. Одному бойцу, освобождавшему город, скоро 100 лет, и ещё остались два (!) настоящих ветерана войны. Итого только трое…
Город был не подготовлен к боям, на его защиту были брошены ополченцы, которые даже не всегда умели держать оружие в руках. Уже 20 августа немцы были у города, но он ещё держался долгих 20 дней, оттянув войска от Ленинграда. И то знамя ополченцев , которое мы видим в музее посёлка Новый Свет, не сдалось врагу. Оно было завернуто в шинель, спрятано в ящик, чтобы не быть обнаруженным. И только поисковый отряд смог найти его на месте боев. Сейчас оно отреставрировано и гордо смотрит из витрины на правнуков бойцов.
Услышав горячим сердцем
Зов родимой земли,
Они ушли в ополченцы,
Они в бессмертье ушли.
И здесь нужно вспомнить подвиг танкистов. Зиновия Колобанова.
В самый разгар боев за Гатчину, он получает приказ перекрыть три дороги со стороны Кингисеппа, Луги и Таллина, которые вели в город. Местом схождения всех трёх путей было маленькое село Войсковицы.
Замаскировав свой танк, по самую башню погрузив его в тамошние болотистые земли, и, таким образом обосновавшись в засаде близ села Учхоз, под утро 19 августа 1941 года Зиновий Григорьевич Колобанов и его верные бойцы вступили в бой с фашистскими агрессорами. Менее 30 минут понадобилось, чтобы уничтожить целых двадцать две боевые машины неприятеля. Словно в тире, советские воины расстреляли немецких танкистов из засады, находясь в 300 метрах от них. Они подбили первый и последний танки колонны. Остальное было делом техники
Это уникальный случай за всю историю танковых боев и настоящий рекорд, который так и не был превзойден ни одним танковым экипажем мира. Несмотря на то, что машина Зиновия Колобанова тоже пострадала (на ее корпусе потом насчитали аж полтораста вмятин), враг был уничтожен.
Проводилась эвакуация сокровищ Гатчинского дворца. Но, увы, успели отправить в далёкий Сарапул только около 20 процентов ценных экспонатов. Очень много литературы из богатейшей Дворцовой библиотеки похитили немцы — ещё бы, она была практически вся на немецком языке, старинные фолианты и просто произведения литературы. До сих пор их находятся и по возможности возвращают.
Здесь были не только немцы. Испанская дивия в Кобрино стояла около года. Были австрийцы, румыны. Самыми жестокими карателями были эстонцы. Финнов — жителей города — через Эстонию отправили Финляндию, но там они были русскими финнами, так с ними там и обращались.
В городе обосновались штабы разведки и контрразведки, наверное поэтому здесь был довольно жёсткий режим проживания. Здесь находился знаменитый Дулаг 154 — лагерь где производился отбор людей — кого на работы, кого в рабочие лагеря, кого в Германию.
Повсеместно был введен рабский принудительный труд. Невыход на работу рассматривался как преступный саботаж и в большинстве случаев карался расстрелом. Лагеря для военнопленных всегда были переполнены.
Узниками лагерей становились не только военнопленные и местные жители. В город и близлежащие деревни были согнаны мирные жители — мужчины, женщины, дети из оккупированных Петергофа, Павловска, Красного Села и других населенных пунктов.
Зимой 1942 года в результате истощения пленников и антисанитарных условий, в которых они находились, в лагерях вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Смертность от этой болезни составляла только по лагерю «Дулаг-154» 140-170 человек в день. Для того чтобы остановить эпидемию, немецкое командование стало уничтожать больных: начались массовые расстрелы. Одновременно ряд бараков с больными фашисты хладнокровно предали огню.
Страшное злодеяние совершили фашисты в ночь на 20 ноября 1941 года. Тогда были умерщвлены пациенты психиатрической больницы им. Кащенко. Вместе с больными погибли и медицинские сотрудники, не пожелавшие оставить их.
В первый день было фашистами умерщвлено 900 человек, в последующие дни до 600 человек.
Но город боролся, существовало гатчинское. подполье. Одним из его героев был Игорь Рыбаков
По причине болезни юношу не взяли на фронт. Он остался в Пушкине, там же был арестован осенью 1941 года и брошен в концлагерь в Гатчине (Красногвардейске).
Рыбаков решил, несмотря ни на что, бороться с захватчиками, используя любые методы. Зная отлично немецкий язык, Игорь занял должность переводчика сначала в лагере, потом в комендатуре. Игорь стал искать пути сближения с подпольщиками Гатчины.
Работая в комендатуре, Рыбаков доставал нужные документы для подпольщиков, передавал важные сведения, снабжал документами бежавших военнопленных, участвовал в проведении диверсий против оккупантов. В 1943 году подпольщик был арестован, и 25 декабря после пыток был казнен. До освобождения оставался месяц.
866 дней жители Красногвардейска и района находились под гнетом фашистских оккупантов, испытали на себе все ужасы гитлеровского террора. Из 30 тысяч населения города перед войной победу встретили около 3 тысяч.
Сейчас поисковые отряды каждое лето выходят на поля сражений, чтобы найти тех бойцов которые потерялись огне войны. В небольшом посёлке Новый свет создан музей Красногвардейского укрепрайона, где можно посмотреть находки с мест сражения, узнать истории героев. Для детишек проводятся занятия «*Велики ль богатства у солдата», где в наглядно форме предлагают собрать сидор. Вы знаете, что это такое? Сумка Индивидуальная ДОРожная, как оказалось. Это тот самый вещмешок, в который складывалось все личные предметы.
Чего только поисковики не откопали на полях сражений . Здесь и противогаз для лошади, и катушка связиста, и даже полевая кухня. Отдельная витрина — немецкая, рекламирующая светлую жизнь после сдачи в плен. И такое было.
Я понимаю, что не зря Гатчине присвоило «Город воинской славы». Мемориал в эту честь — не просто Стелла. Её окружают памятные доски, отражающий все боевые подвиги города во всех войнах и сражениях. Поклонимся великим тем годам.
Хочу выразить благодарность Информационно-культурному центру Гатчинского муниципального района «ДАЧНАЯ СТОЛИЦА» за возможность посетить такие знаковые места города воинской славы, а также краеведу Андрею Вячеславовичу Бурлакову за погружение в историю его любимого города