Рассказ автора Telegram-канала Travelhacks Даниса Сахабутдинова.
Фактор, на который редко ориентируются при выборе направления, — экономическая ситуация. Билеты лучше всего покупать в те страны, где недавно прошла девальвация. Для тех, у кого есть доллары, евро и даже рубли, жизнь в этой стране становится дешевле, а цены в национальной валюте не успевают подняться. Стоимость многих товаров и услуг остается фиксированной долгое время: проезд в общественном транспорте, билеты в музеи и театры и другое.
Например, в декабре 2015 года курс азербайджанского маната упал в полтора раза (за год — почти в два), и в начале января 2016 года я уже был в Баку. В обменных пунктах курс был выгоднее официального на 10-20%.
Пока я стоял в очереди в одном из них, манат подешевел еще на 4% (как раз хватило на шаурму). Через два дня обмен валюты был закрыт, чтобы не допустить паники и дальнейшего обесценивания маната. Однако к 2017 году курс этой валюты упал с 45 до 33 рублей.
С помощью Vacation Index издания Vox, я сделал расчеты для 100 стран, сравнил курсы национальных валют к рублю за год и инфляцию. В получившемся списке лидировали Египет (на 69% дешевле, чем в сентябре 2016 года), Монголия (на 20%) и Япония (на 19%). Ориентироваться на нестабильность в стране стоит продуманно: в Турцию и Аргентину я бы поехал, а в Северную Корею и Венесуэлу — однозначно нет.
Не стоит покупать дешевые билеты только потому, что они появились. Перелет занимает 5% от времени отпуска и 5-15% от всех трат. Решение сэкономить две или три тысячи рублей редко оправдывается. Часто прямой перелет стоит не намного дороже, но попадается только на третьей странице выдачи метапоиска.
Нет смысла ночью ждать пересадку в аэропорту Афин, когда некоторые авиакомпании предлагают достойные предложения с перерывом между рейсами дольше суток. Turkish Airlines часто предлагает бесплатный отель в Стамбуле при длительной стыковке, а при дневной пересадке — бесплатную экскурсию. Так поступают многие авиакомпании.
Воспользуйтесь хостелом при долгой дневной пересадке в городе или если нужно потратить время. За два-пять евро вам предоставят кухню, душ, интернет, место для багажа и бесплатный чай или кофе.
Лететь с пересадкой почти всегда дешевле. Дорога из Москвы в Рим через Кишинев (в аэрокомпании FlyOne), Прагу (Czech Airlines) или Ригу (AirBaltic) бывает дешевле в два-три раза. Но есть и обратный лайфхак: можно купить билет с пересадкой, но не лететь вторую часть пути. То есть сойти в Кишиневе, Риге или Праге.
Это совет для рейсов в одну сторону. Как искать такие билеты? Нужно знать, кто этим занимается (Air Baltic, Aegean и другие), где у этих авиакомпаний узловые аэропорты, представлять себе сетку маршрутов и помнить об этом при поиске билетов. У Aegean в 2017 году можно было оформить рейс через Афины или Салоники в Европу за 1900 рублей в одну сторону. При этом билеты в греческие узловые аэропорты компании продавались от 2900 рублей.
Если нужно срочно вернуться из Азии в Москву, попробуйте найти полет в одну из европейских столиц. Рассмотрим направление Москва-Гонконг. Прямой рейс «Аэрофлота» стоит 17 690 рублей.
Рейс «Аэрофлота» по маршруту Москва-Гонконг-Мадрид — 13 055 рублей. Это дешевле, и бонусные мили начислят за два рейса.
Авиакомпании — не РЖД, поэтому «лучших дней» для покупки авиабилетов у них не существует. Все статьи, где рассказывается, что «во вторник после полудня за 184 дня до рейса цена на билет будет ниже» — пишутся ради просмотров. Формально, к ним тяжело придраться: они основаны на статистике предыдущих лет, но в этом году на цены будут влиять другие факторы.
Есть общее правило: чем раньше купить билет, тем дешевле он обойдется. Однако это правило не всегда работает. Рассмотрим ситуацию с распродажей билетов в Амстердам. При покупке заранее можно сэкономить немного. Однако почти всегда удается найти билет по похожей цене ближе к дате вылета.
Исключение — фиксированный период полета. Тогда стоит взглянуть на календарь низких цен, историю распродаж по направлению и покупать, как только появится адекватное предложение. Чтобы не упустить момент, стоит подписаться на уведомления метапоисковых систем (Aviasales или Skyscanner).
Если появляются неожиданные цены на рейс по интересному направлению, медлить не стоит. Почти всегда такие тарифы вызваны сбоями в системе бронирования авиакомпаний или агентств путешествий. Часто эти билеты отменяют, но если покупать напрямую у авиакомпании, то высоки шансы, что бронь оставят. Не пишите авиакомпании в Twitter и не звоните в поддержку. Не делайте так, как поступил один из пассажиров Air Canada.
Ему повезло: авиакомпания Air Canada решила не отменять билеты, которые из-за сбоя в системе оказались в два-три раза дешевле обычной цены. В конце августа 2017 года из Москвы в Канаду можно было улететь за 10-11 тысяч рублей (в обе стороны), но большинство агентств путешествий отменили эти билеты.
Чтобы такого не случилось, после покупки зайдите на сайт авиакомпании и по коду бронирования внесите изменения в маршрут. В частности, можно поменять даты вылета или класс бронирования, доплатив $50. Такой билет почти наверняка не аннулируют.
В 2016 году моего друга сняли с рейса в Лос-Анджелес у самого выхода на посадку, потому что у него не было шенгенской визы. Так произошло потому, что рейс был из Домодедово с ночной стыковкой через Дюссельдорф, а ночью транзитная зона в аэропорту закрывалась. У многих европейских терминалов бывают такие проблемы.
С открытой многократной шенгенской визой можно въехать в Болгарию, Румынию, Хорватию и Албанию. В США даже транзит невозможен без визы, а во многих городах Китая можно провести без визы 24, 72 или даже 144 часа, если в бронировании есть вылет из того же города, в который вы прилетели.
Чтобы уточнить, что у вас есть нужная виза, воспользуйтесь Timatic — базой данных, которая служит авиакомпаниям основным источником при посадке и регистрации пассажира на рейс. Ее можно найти на сайте Международной ассоциации воздушного транспорта.
При аренде машины всегда есть шанс потерять свои деньги, поэтому внимательно читайте договор. Вот шесть способов формального мошенничества:
Выезжать без полной страховки — большой риск. В последней поездке по Исландии я проколол колесо. За ремонт отдал €120, но эти деньги полностью покрыла страховка. Мои знакомые помяли крыло и отдали за ремонт €2500.
Дополнительная страховка стоила €27 на две недели для полноприводного внедорожника. Обычно страховка от фирмы проката стоит столько же, но за один день. Как добиться такой цены?
Страховые компании готовы делать серьезные скидки, если доказать, что такая же страховка в другой организации стоит дешевле. Я получил предложение с низкой ценой от компании Car Insurent, в которой не хотел страховаться, и попросил другую фирму, RentalCover, снизить цену, хотя изначально стоимость такой страховки у них составляла €109.
Сравнить можно не только цену. Многие авиакомпании, фирмы проката и отельные сети сравнивают карты лояльности друг друга. Сервис аренды автомобилей Sixt меняет карту пассажирам «Аэрофлота» (по схеме «золото» на «золото»), а собственную — на карту Hilton Honors. Гостиничные сети Hyatt, Marriott и IHG могут выдать свою карту лояльности, если у вас есть карта Hilton. Могут и отказать, но попытаться стоит.
Кошелек я терял только однажды. Это случилось в России и не доставило мне больших проблем. Однако с тех пор я стараюсь обезопасить себя от таких потерь за границей.
Фото: Данис Сахабутдинов