Смогут ли летать в Россию все европейские авиакомпании?

На рынке авиаперевозок между Россией и странами Европейского союза может начаться мини-революция, которая в будущем приведет к полному пересмотру условий полетов в Старом Свете. Как рассказали в Минтрансе, в середине октября на авиасаммите Россия – ЕС в Санкт-Петербурге планируется рассмотреть вопрос об отмене системы назначенных перевозчиков и замене существующих двусторонних межправительственных соглашений о воздушном сообщении на единое многостороннее (его еще называют горизонтальным). 

Страны Евросоюза на переговорах с Россией традиционно настаивают на либерализации воздушного сообщения, ссылаясь на концепцию единого европейского неба. Европейцы не раз предупреждали, что необходимо пересмотреть устаревшее понятие «назначенный перевозчик». Игнорирование этой проблемы, по мнению ЕС, может привести в будущем к юридическому запрету европейским авиакомпаниям выполнять полеты в Россию. Дело в том, что этот термин жестко привязан к национальной принадлежности авиакомпании. Однако международные интеграционные процессы привели к тому, что сейчас уже непонятно, какие страны представляют, например, авиакомпании Swiss и Austrian Airlines, вошедшие в группу Lufthansa – Швейцарию, Австрию или Германию. Поэтому в ЕС предложили считать перевозчиками в города России любые европейские авиакомпании, независимо от страны их регистрации. 

Российские авиавласти не раскрывают свои планы. В Росавиации «Известиям» заявили лишь, что на предстоящих переговорах планируется усилить взаимодействие с авиационными властями ЕС, но при соблюдении интересов российских авиакомпаний. О чем именно будет идти речь на переговорах, станет ясно не раньше чем через неделю. Но уже сейчас понятно, что российские авиавласти готовы согласиться с предложением европейцев и допустить к полетам в Россию все европейские авиакомпании, но при сохранении паритета в авиаперевозках между сторонами. Кто именно и откуда будет летать в Россию, как предполагается, должны будут решать сами страны ЕС. 

Вроде бы это небольшая и вполне понятная уступка. Но что за этим последует? Сейчас порядок полетов между странами определяется межгосударственными двусторонними соглашениями о воздушном сообщении, которые четко определяют, кто из авиакомпаний может выполнять полеты, между какими городами, с какой частотой, на самолетах какой размерности и даже по каким тарифам. По словам источника «Известий», знакомого с ходом подготовки переговоров, стороны могут договориться о перезаключении двухсторонних соглашений между Россией и всеми странами Евросоюза, в том числе для устранения неопределенности трактования термина «назначенный перевозчик». За шаблон будет взят уже согласованный вариант нового типового (модульного) межправительственного соглашения о воздушном сообщении между Россией и Финляндией. 

В ближайшие дни парафированный вариант документа должен быть разослан всем странам – членам ЕС. В нем уже прописано, как в будущем станут регулироваться полеты между нашей страной и европейскими государствами. «По сути, если будут подписаны модульные соглашения, это автоматически будет означать следующим шагом переход на горизонтальное соглашение», – отмечает собеседник «Известий». Конечно, при желании работа по заключению новых межправсоглашений может растянуться на продолжительное время. Видимо, в том числе и поэтому был выбран поэтапный путь к переходу на горизонтальное соглашение. 

Едва ли к питерскому саммиту будет выработана единая российская политика, учитывающая баланс интересов различных перевозчиков, однако переход России от глухой обороны к запуску работы над многосторонним соглашением с Евросоюзом даст мощнейший импульс к развитию сотрудничества, – уверен главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. – А сам процесс, безусловно, будет поэтапным, с постепенным снятием ограничений, ведь вовсе не требуется проводить либерализацию всего и сразу. Зато обвинения в неконструктивной политике России немедленно прекратятся». 

За любыми изменениями международных нормативно-правовых документов следуют поправки и в национальное законодательство. То есть нельзя исключить, что российские авиакомпании, не имеющие на сегодня прав на регулярные полеты в страны Европы, захотят поменять ситуацию. А это значит, что «Аэрофлот» может лишиться своих преференций – на сегодня эта авиакомпания является назначенным перевозчиком по большинству межправсоглашений о воздушном сообщении. Кроме того, «Аэрофлот» может потерять и так называемые компенсационные выплаты за пролеты самолетов европейских авиакомпаний через транссибирские маршруты, поскольку такие выплаты привязаны к понятию «назначенный перевозчик», от которого планируется отказаться.

 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Апрель 24, 2024 - 22:38

Прямые рейсы «России» (Группа Аэрофлот) свяжут Санкт-Петербург и Алматы с 1 июня.

 

Апрель 21, 2024 - 09:44

Авиакомпания Etihad Airways, национальный перевозчик Объединенных Арабских Эмиратов, сообщила о возвращению к нормальному режиму работы после сбоев, вызванных аномальными природными условиями.

 

Апрель 19, 2024 - 09:09

«Россия» (Группа Аэрофлот) расширила полетную программу из Сибирского авиатранспортного узла в Хабаровский край в рамках летнего расписания.

 

Апрель 17, 2024 - 15:11

Частота полетов «России» (Группа Аэрофлот) из Санкт-Петербурга в Калининград увеличится до шести рейсов в день.