Сертификат вместо клиентов. Сибирские турагенты скептически отнеслись к предложению стать «поставщиками «Газпрома»

 Во второй половине ноября руководители сибирских турфирм стали получать от имени ПАО «Газпром» информационные письма о поиске крупнейшим российским корпоративным заказчиком турагентства для оказания услуг своим сотрудникам.

Предложения об участии в конкурсе на заключение многомиллионных контрактов, исходившие отнюдь не с корпоративных адресов, доверия у представителей турбизнеса не вызвали, но возбудили интерес в профессиональном сообществе. Основной вопрос профессионалов: в какой момент участники аферы снимут деньги с потенциальных партнёров?

Первым о поступившем предложении коллег по Новосибирской ассоциации туристических организаций проинформировал Сергей Михайлов, директор туроператорской компании «Сибирская Сиеста», член комитета по туризму объединения предпринимателей Опора России. В письме некая Ольга Сергеевна Тихонова сообщала о том, что корпорация планирует заключить с 1-5 исполнителями контракт на общую сумму 68 миллионов 40 тысяч рублей на оказание туристических услуг сотрудникам компании в период с 15 декабря 2018 по 15 мая 2019 года. Отдельно отмечалось, что контракт может быть пролонгирован.

В ходе журналистского расследования STI выяснилось, что аналогичные предложения также с личных ящиков лиц, не обременённых должностными позициями в ПАО «Газпром», получили ещё несколько региональных туроператоров, специализирующихся на внутреннем и въездном туризме. Отправители посланий, как правило, были зарегистрированы в бесплатных доменных зонах mail.ru или bk.ru.

 В первом письме потенциальным «партнёрам «Газпрома» были разосланы три бланка: «Техническое задание на поставку туристических путёвок», форма «Прейскуранта цен на путёвки» и форма «Акта приёма-передачи путёвок». Откликнувшиеся на предложение в следующем письме получали Приложение №4 «Закупочная документация».

При обсуждении в закрытых профессиональных группах вопросы у специалистов турбизнеса вызывал сам факт обращения от имени компании лиц без указания должностных позиций, не использующих корпоративные адреса. «Мы получали такую рассылку, - подтвердила STI Ольга Тимохина, исполнительный директор Бюро Путешествий «Гран-Тур». - Писали в службу безопасности «Газпрома», и нам ответили, что с левых адресов ничего не рассылают. И вообще есть площадка для тендеров». На то, что документы на участие в тендере поступают только после регистрации соискателей, указывает Светлана Фоменко, исполнительный директор НАТО.

Сомнения в профессионализме «организаторов конкурса» вызвал и тот факт, что в графе «Количество необходимых туристических путёвок» раздела «Предмет закупок» первого документа указывалось: «760 путёвок по направлениям: Турция, Кипр, Тунис, Греция, Испания, Италия, Болгария и др.», что несколько странно для периода действия Контракта. Впрочем, на запрос об уточнении списка стран и актуальных для заказчика видов отдыха один из «представителей» корпорации Людмила Полякова ответила: «Страны указаны в качестве примера. Можете предлагать любые виды отдыха. Рассмотрим и внутренний туризм и международный в абсолютно любых направлениях». Она же уточнила, что туристские продукты поставщика услуг «будут презентованы сотрудникам «Газпрома» в виде подарочных сертификатов. (При обращении в агентство – STI) в зависимости от их пожеланий и запросов в индивидуальном порядке и будет формироваться тур».

Очевидно, анонимность обращения и незамысловатость предложения и стали причиной скептического отношения представителей регионального турбизнеса к содержательной части писем. Впрочем, интерес к ним турпрофи оказался достаточно высоким. Основным вопросом, обсуждавшимся в профессиональном сообществе, стал: в какой момент участники аферы снимут деньги с потенциальных партнёров?

«Есть прецеденты в других сферах, - делится с коллегами Людмила Иванищева, директор компании «ВИП Сервис Новосибирск». - Схема такая: объявляют тендер для привлечения максимального количества участников. Взнос для участия - обеспечительный платёж, с которым псевдозаказчик и скрывается».

Однако, как показало журналистское расследование STI, в данной ситуации схема развода не предполагает приёма самозванными представителями «Газпрома» денежных средств, а авторы обращения к турфирмам действуют в пользу третьего лица. Так, согласно требованиям «Закупочной документации», одним из обязательных условий «участия в конкурсе» является предоставление соискателем «сертификата регистра проверенных организаций ГОСТ РПО 2016:2018». На уточняющий вопрос о возможности его замены всё та же Людмила Полякова ответила категорическим отказом. Она же по запросу Инессы Тикановой, руководителя компании «Инесс тур», выслала в качестве образца копию сертификата, выданного ООО «Центр Сертификации Поставщиков» кубанской компании.

Система сертификации «Регистр проверенных организаций» является добровольной. Центральным органом системы является ООО «Центр Сертификации Поставщиков» (ЦСП), ведущее упомянутый реестр, разработанный и заточенный под участие в государственных тендерах. Как утверждается на сайте ЦСП, «Государственные компании предпочитают надежных поставщиков, а сертификат ГОСТ РПО 2016:2018 — превосходная возможность доказать свою надежность».

На том же сайте приведён перечень аккредитованных центров, уполномоченных проводить сертификацию по данному стандарту, состоящий из более чем 100 организаций. Стоимость работ по данной услуге у компаний, выдаваемых в топе запроса в популярной поисковой системе, находится в пределах 30-38 тысяч рублей. И именно в их числе собеседники STI советуют искать наиболее вероятных бенефициаров деятельности псевдозаказчиков, действующих от лица ПАО «Газпром».

Действительно, как сообщила STI Инесса Тиканова, получение сертификата соответствия Системы добровольной сертификации «Регистр проверенных организаций» является единственным затратным моментом в предложенной псевдозаказчиком дорожной карте на пути к участию в конкурсе, после которого он выходит из переписки с потенциальным партнёром. В то же время добровольный характер процедуры сертификации исключает возможность каких-либо претензий непосредственно к органу сертификации. Тем более, что, согласно п.1.1.4 «Закупочной документации», соискатель соглашается с тем, что он «самостоятельно несет все расходы, связанные с подготовкой и подачей заявки».

В итоге компании, намеревавшиеся заключить привлекательные контракты с крупным корпоративным заказчиком, рискуют вместо клиентов приобрести сертификат надёжного поставщика.

Автор: Виталий Наумов

Фото: Astrg.ru

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Июль 16, 2020 - 09:25

Возобновление авиасообщения между Турцией и Россией является долгожданным решением для турецкого туристического сектора, заявил РИА Новости глава Ассоциации туроператоров страны (TURSAB) Фируз Баглыкайя.

 

Июль 16, 2020 - 09:19

Некоторые туристические компании, работающие в России, оптимистично настроены в отношении возобновлении выездного туризма в Объединенные Арабские Эмираты уже в августе 2020 года. Такое мнение они высказали на фоне объявления авиаперевозчиками ОАЭ перезапуска рейсов в Москву – о таких планах на август заявили, в частности, авиакомпании Emirates, Etihad и Air Arabia.

 

Июль 16, 2020 - 08:54

Код планируют вклеивать в паспорт или ставить в визу, пишет The Jakarta Post. Власти Индонезии намерены ввести специальный QR-код для иностранцев, который позволит контролировать их перемещение по стране.

 

Июль 16, 2020 - 08:42

В этом сезоне фокус туриндустрии смещен на внутренний туризм. В TUI Россия увеличили предложение по курортам Черного моря, запустили чартеры на Байкал и предлагают побывать на русской Балтике в Калининградской области. О перспективах сезона, планах на лето и зиму, а также туризме после пандемии рассказал «Вестнику АТОР» гендиректор TUI Россия Тарас Демура.