Мстислав Фармаковский (1873-1946) – живописец, график, искусствовед, археолог, главный хранитель Государственного Русского музея.
Выставка впервые открывает зрителям и специалистам искусство Фармаковского – блистательного художника эпохи «серебряного века» и является данью памяти выдающемуся сотруднику Русского музея. На выставке показано около 15 произведений живописи и графики, архивные материалы, среди которых рукописный журнал Историко-бытового отдела Русского музея «Чугунная шляпа».
Мстислав Фармаковский родился в Вятке. Его отцом был просветитель и меценат Владимир Фармаковский, занимавший должность инспектора народных училищ в Симбирской губернии под руководством Ильи Ульянова – отца Владимира Ульянова-Ленина. Брат Мстислава, Борис, сдружился с Володей Ульяновым, чье письмо – знаменитое и так и не расшифрованное «письмо тотемами» - долгое время хранилось в семье Фармаковских.
В 1890-е Мстислав Фармаковский окончил отделение археологии историко-филологического факультета Императорского Новороссийского университета в Одессе и Одесское художественное училище, в 1899-1902 гг. учился в Дюссельдорфе в Королевской Прусской Академии художеств. Хотя он с юных лет участвовал в археологических экспедициях, Фармаковский сделал выбор в пользу искусства: «Я твердо иду по избранному пути художника».
В 1907-м Фармаковский стал членом общества Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ), участвовал в выставках (в том числе – в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге), с группой товарищей по ТЮРХ издавал сатирический журнал «Звон».
В 1906-1908 гг. Фармаковский жил и работал в Париже. В 1907-м он получил две первые премии на конкурсе Морской лиги Франции за картоны с эскизами витражей на морскую тематику. В собрании Русского музея есть ряд репродукций и графических эскизов этого периода («Черное море», 1906; «Вечер на Ниле», 1907).
В октябре 1906-го Фармаковский познакомился с Николаем Гумилевым. Их дружба переросла в совместную работу над художественным журналом «Sirius», издававшимся в 1907-м в Париже. Вышло в свет три номера. Во втором номере состоялся литературный дебют Анны Горенко (Ахматовой) со стихотворением «На руке его много блестящих колец…»
Гумилев написал статью, посвященную графической серии Фармаковского «Жизнь» (1907), близкую по сюжетам офортам Гойи и образам Фюсли. Так поэт отзывался о произведении «Обожаемая женщина», в котором воссоздан образ из его стихотворения «Сады души»: «Чарующее пышное Эльдорадо, ради которого многие изысканные рыцари становились конквистадорами, сильными в своей неутолимой жажде истинного великолепия».
После возвращения в Петербург Фармаковский работал учителем, инспектором гимназий, а также получал заказы от Императорской археологической комиссии, Эрмитажа и Городской думы. Картина «Осенью в парке. Петергоф» (1911) связана со временем, когда семья Фармаковских жила в Петергофе.
В советские годы для Фармаковского художественная деятельность сменилась научной и хранительской работой в Русском музее и Институте истории материальной культуры РАН, преподаванием. С 1918-го он начал работать в историко-бытовом отделе Русского музея. В архиве Русского музея хранятся его графические зарисовки коллег (начало 1920-х), а также рукописный журнал «Чугунная шляпа» (около 1926), выполненный в традициях юмористических журналов рубежа XIX–XX веков.
В Русском музее находятся «Автопортрет» (1920) художника и портрет жены Веры Евгеньевны Фармаковской (1920-е), сотрудника народного отдела ГРМ, а также небольшой пейзаж «Река Которосль» (1933). Этот пейзаж относится к периоду ссылки в Ярославль (1931–1934), где Фармаковский работал научным сотрудником сектора истории общественной формации Ярославского краеведческого музея.
По ходатайству Игоря Грабаря Фармаковскому удалось вернуться в Ленинград и продолжить работу в Русском музее. Он известен благодаря работе в области музейного учета и хранения, реставрации и климатологии. Он сыграл важную роль в процессе формирования реставрационного дела в Русском музее, разработал принципы работы различных музейных служб, систему учета музейных предметов, был автором изданий «Хранение музейных ценностей» (Л, 1940), «Воздушный режим в музеях» (1941), «Консервация и реставрация музейных коллекций» (М., 1947). В годы Великой Отечественной войны, Фармаковский занимал должность главного хранителя и посвятил себя сохранению не эвакуированной из Ленинграда коллекции Русского музея.
Долгие годы живописное наследие художника не афишировалось и было практически забыто. Выставка в Русском музее призвана представить посетителям Фармаковского как яркого мастера отечественного искусства серебряного века. К выставке издан буклет и подготовлен фильм о Фармаковском.
Выставка продлится до 13 мая.
Фото https://rusmuseum.ru