Русский музей ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Обновление экспозиции «Память! К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне»

27 января в честь празднования 77-летия со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады выставка «Память! К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне» в корпусе Бенуа дополнена новым произведением.

На экспозиции появилась скульптура работы Михаила Переяславца «Блокада. Ленинград. Мать и дитя» (1989), переданная в дар Русскому музею известным московским коллекционером Владимиром Некрасовым. Произведение продолжит выставку, в основе которой лежит идея сохранения памяти о войне - исторической, семейной, личной. Представленные работы из собрания Русского музея выполнены в послевоенное время, с 1945 до 2010-х годов.

 

Владимир Гусев, генеральный директор Русского музея: «Сегодня, в День полного освобождения Ленинграда от блокады, в рамках выставки «Память», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, мы представляем новую для этой выставки и для коллекции Русского музея скульптуру. Выставка продлится до конца мая, а скульптура останется – она подарена Русскому музею и, как просил даритель, она всегда будет представлена в экспозиции музея».
Михаил Владимирович Переяславец (1949-2020) - известный московский скульптор, Академик РАХ (1997), Народный художник Российской Федерации (1950), педагог, продолжатель художественной династии Переяславцев. Произведение мастера «Блокада. Ленинград. Мать и дитя» (1989, бронза, дерево), напоминающее о трагической истории нашего города, особенно дорого жителям Ленинграда-Петербурга. Переяславец выполнил свою скульптуру с предельным реализмом - со страшной достоверностью изображена мертвая мать, обернутая простыней и перевязанная веревкой, с босыми ногами и руками, скованными в предсмертном жесте и стоящий перед ней, смотрящий на неё закутанный маленький ребенок. Скульптура производит мощное впечатление на людей другого поколения, не знавших войны, испытаний и страданий. Эмоциональность, вложенная автором в художественный образ, является характерной особенностью произведений Переяславца, особенно касающихся темы войны.

Владимир Гусев, генеральный директор Русского музея: «Автор скульптуры – известный скульптор Михаил Переяславец, который, к сожалению, в прошлом году ушел из жизни. Талантливый мастер, очень много работавший на тему Великой Отечественной войны – это часть его жизни. Его отец был военным, он в студии Грекова был военным художником. Что характерно для Переяславца, он сочетает абсолютную точность исторической хроники и эмоциональный художественный образ. Эта скульптура будет на постоянной экспозиции Русского музея, в этих залах, где представлено искусство уже ХХ столетия. Скульптура нерадостная, страшная, ведь и события страшные, трагические. Если возникает вопрос: «Нужна ли такая скульптура музею?», ведь музей, кто-то считает, - это место для отдыха и медитации. Да, нужна. Музей, что особенно важно, хранит не только произведения, но и историческую память о прошлом России и обо всех событиях. Музей должен помнить и напоминать о шрамах в памяти, которые есть у каждого человека, семьи, города, страны. Судьба ребенка, оставшегося без матери, судьба людей, переживших трагические события в годы блокады. Пусть эта скульптура будет напоминанием молодым и нам – тем, кто не помнит и не знает, что такое война. И кто-то поймет, что те трудности, которые мы переживаем, относительны».

В своем творчестве художник мастерски сочетает традиции отечественной академической школы и опыт мировой классики. Переяславец стал автором многочисленных портретов, жанровых композиций (одна из самых известных - «Смоленская дорога. 1943»), более 50 памятников, установленных в городах России. Среди них памятники В.И. Сурикову в Москве (2003), маршалам Советского Союза И.С. Коневу и К.И. Рокоссовскому, памятник «Погибшим в Аргунском ущелье Псковским воинам-десантникам», адмиралу Д.Н. Сенявину в Севастополе. В Петербурге у храма Воскресения Христова у Обводного канала установлен памятник императору Николаю II и императрице Александре Федоровне (2013) работы Переяславца.

Владимир Гусев, генеральный директор Русского музея:
«Я хочу поблагодарить того человека, который подарил эту работу и не только ее, - коллекционера Владимира Ильича Некрасова. Коллекция Русского музея и наших филиалов в эти трудные дни и месяцы пополнилась на 600 произведений. Некрасов собрал огромную коллекцию искусства ХХ столетия. Мы благодарны всем, кто помогает музею в это сложное время и всем сотрудникам музея, которые делают выставки во время пандемии».

 

Фото Пресс-служба ГРМ

Другие новости по теме «Музеи, памятники»

Март 6, 2021 - 09:03

Восстановленные залы Михайловского замка времен Павла I в Санкт-Петербурге, интерьеры которых были утрачены еще в XIX веке, впервые будут показаны публике в Международный день музеев 18 мая. Об этом сообщил в пятницу генеральный директор Русского музея Владимир Гусев во время осмотра отреставрированных помещений с заместителем министра культуры РФ Аллой Маниловой.

 

Март 5, 2021 - 19:31

Роль женщины в искусстве – это особая, важная и волнующая тема, которая вызывает неизменный интерес. Музы, сподвижницы, создательницы и соперницы, вдохновляющие на шедевры и меняющие законы искусства – всё это можно сказать о героинях выставки «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве», которая проходит в Палаццо Реале (Милан).

 

Март 5, 2021 - 09:37

Участники состоявшегося на сайте проекта "скульпТУТУра" конкурса создали виртуальную энциклопедию монументов, которые могут привлечь внимание туристов во всех регионах. В топ-100 вошли и два арт-объекта, расположенных на территории края. Сочинский "Конь в пальто" занял 91-е место, а краснодарский "Памятник кошельку" расположился на 99-м.

 

Март 2, 2021 - 16:23

Российские музеи возобновят проведение мероприятий для организованных групп школьников в рамках образовательных программ, но группы должны быть сформированы из учеников одного класса, сообщила пресс-служба Роспотребнадзора.