Москва не признает нынешнюю власть в Киеве. Жители Крыма на референдуме голосуют о вступлении в состав России, Запад не признает плебисцит, грозит разнообразными санкциями. В Донецке создают, а потом не создают народную республику. И только туристы постоянны: они не собираются отказываться от поездок в Россию, уверены эксперты. Некоторые.
Представители оппозиционных сил России в связи с ситуацией на Украине часто говорят о падении имиджа страны за рубежом. У многих возникают опасения относительно туристической отрасли: мол, иностранцы посмотрят на происходящее в стране и не захотят приезжать в страну. Есть данные и по уменьшению объема бронирования в Крым: этот показатель уменьшился в четыре раза по сравнению с данными за прошлый год.
Для Петербурга, власти которого позиционируют город как один из туристических центров России, сложившаяся ситуация может сказаться непредсказуемым образом. Есть уже и первая пессимистичная статистика. В частности, в петербургском отеле Four Seasons Lyon Palace говорят об отмене ряда броней. Представитель гостиницы Наталья Ермашова заявила «Агентству Бизнес Новостей», что конфликт сказался на работе, особенно политическая ситуация повлияла на корпоративный сегмент. «Достаточно большие отмены особенно на ближайшее время, лето. В основном это американские группы», - заметила она.
Спасет внутренний туризм?
Между тем, представитель другого влиятельного игрока этого рынка не согласен с тем, что украинский кризис повлиял и повлияет на гостиничный бизнес Петербурга. Вице-президент по развитию в России и СНГ InterContinental Hotels Group Арон Либинскон обращает внимание на «моментность» политических конфликтов.
«Мы не являемся специалистами в политическом анализе, но мы рассматриваем это в контексте того, что существует ситуация. Гостиничный бизнес – вещь вечная и бесконечная. В значительной степени поток иностранных туристов может быть замещен (и это происходит) потоком внутренних туристов. Говоря о текущей ситуации: она не катастрофична. Мы, может быть, увидим сокращение некоторых групп, но не всех. В принципе, мы смотрим на все с оптимизмом», - заключил он.
Не ожидают принципиальных изменений с потоком туристов и в городском комитете по развитию туризма.
«В прошлом году наш город посетило 6,3 млн туристов из них иностранных - 3 млн. В этом году мы предполагаем, что количество туристов меньше не станет, сохранится потенциал для роста. Учитывая предстоящие события, такие как Чемпионат мира 2018 года и Чемпионат Европы 2020 года и другие события - это дает потенциал для развития существующих отелей и развития новых сетей», - уверен заместитель председателя комитета Александр Шапкин.
«Заварушка» вызывает опасения
О малом влиянии обострения отношений между Россией и Украиной говорит и представитель Северо-западного регионального отделения российского союза туристской индустрии Павел Румянцев. «Была информация, что значительно уменьшилось количество бронирований иностранцами, которые собираются приезжать в Санкт-Петербург летом. Мы говорили с операторами по приему (у нас есть отдельная комиссия по въездному туризму) выяснилось, что количество бронирований и аннуляций практически не отличается (может быть на 1-2%) от их количества в прошлые годы. Они о глобальных драматических изменениях в предпочтениях иностранцев не говорят», - заявил Румянцев.
По его словам, есть косвенные подтверждения этому исследованию и в профессиональной зарубежной периодике. Так, у некоторых отправляющих компаний из Америки есть данные о единичных отказах, объемы которых достигают не более десятка. В большей степени это связано не «с тем, что Россия такая чудовищно плохая и что мы не хотим заезжать в Санкт-Петербург». Для большинства туристов из США малопонятно, какая территория принадлежала бывшему СССР, где Украина и Россия, но любая «заварушка» вызывает у них опасения. Притом тревожит таких людей то, как они смогут выбраться в случае необходимости.
«Естественно, что определенные люди склонны к тому, чтобы сделать свой отдых максимально комфортным. Но при этом мы понимаем, что поездка в Россию воспринимается, как своеобразное приключение», - отмечает Румянцев.
Кроме того, не исключен и другой сценарий. Конфликт в итоге может спровоцировать интерес американских туристов к России, полагает представитель РСТ.
«Может быть, люди заинтересуются: что эта за страшная страна, про которую все пишут. Россия и в позитивном, и негативном смысле присутствует в СМИ все последнее время. Сначала была Олимпиада, потом - присоединение Крыма. Основываясь на том, что говорят туроператоры, влияние есть, безусловно. Есть и люди, которые не бронировали туры, но думали об этом, а сейчас решили не ехать. Они потратят деньги в другом месте. Но сказать, что это кардинально сильно отразилось на сезоне, мы пока не можем», - резюмирует эксперт.
Инвестиции останутся
Не повлияет принципиальным образом крымская история и на инвестиции в гостиничный бизнес. В этом уверен гендиректор Colliers International в Петербурге Андрей Косарев. По его словам, инвесторы в этот бизнес приходят на долгие годы. «Любая неопределенность, будь она с валютными курсами или с Украиной – она краткосрочная в масштабе инвестиций в гостиничный бизнес. Это не оказывает определяющего влияния на решение об инвестициях», - считает он. В большей степени на этой сфере в городе сказывается фактор сезонности, полагает Косарев.
Депутат: Есть другие данные
Член парламентской комиссии по туризму Ольга Галкина уверена, что желающих посетить Петербург в этом году будет меньше. «Я общаюсь с отельерами нашего города у них не такие радужные данные, о каких идет речь в других источниках», - отмечает она.
При этом, по ее словам, еще несколько месяцев назад ситуация была иной. В связи с действиями российских властей на Украине последовали и политические, и экономические санкции на международной арене. Российская Федерация теперь выглядит не так красочно и значимо как еще несколько месяцев назад или, допустим, сразу по окончанию Олимпиады, отмечает депутат.
«Поэтому, исходя из моего личного общения с руководителями крупных петербургских отелей, действительно идут отказы на этот сезон или если не отказы напрямую, то неподтверждение бронирования. Люди просят тайм-аут, не могут определиться».