Российские авиакомпании ждут иностранных пилотов. Сможет ли отрасль преодолеть кадровую проблему

Российские авиакомпании набирают иностранных пилотов: с 17 августа перевозчики могут направлять соответствующие заявки в Росавиацию. Такую возможность власти дали отрасли из-за дефицита кадров. К примеру, «Аэрофлот» ранее заявлял, что российские опытные командиры воздушных судов уезжают работать в Азию: в том же Китае они получают в два раза больше, чем на родине.

Поможет ли наем иностранцев решить кадровый голод? И кто приедет управлять российскими самолетами?

Сейчас перевозчики могут нанимать 200 зарубежных пилотов в год — такую квоту на всех им выделило правительство. Но за восемь месяцев 2018 года по этой программе удалось трудоустроить только 13 человек. Перевозчики не верят в эффективность этой меры, рассказал «Коммерсантъ FM» гендиректор авиакомпаний Red Wings Евгений Ключарев: «У нас есть дефицит кадров. При этом мы пока не подаем заявки, потому что не очень верим в такую инициативу.

Предложения со стороны иностранцев на те зарплаты, которые авиакомпании готовы платить, практически нет.

Средняя заработная плата пилота в России не является привлекательной для летчиков-иностранцев. Соответственно, нанять такого специалиста стоит намного-намного дороже. То есть авиакомпании надо идти в какие-то очень существенные расходы, и при этом свои собственные пилоты тоже обидятся».

При этом на фоне дефицита пилотов рынок авиаперевозок в России растет: каждый месяц пассажиропоток увеличивается в среднем на 10%. Между тем, российским авиакомпаниям нужно 900 новых летчиков ежегодно, а вузы выпускают только 750 специалистов.

Если ситуация не изменится, то в следующем году авиаотрасль столкнется с настоящим кризисом, отметил вице-президент профсоюза летного состава России Олег Приходько. По словам эксперта, речь идет не только о нехватке специалистов, но и о качестве их подготовки.

«Сейчас многие компании испытывают нехватку самолетов. Есть работа, есть самолеты, но их не могут обеспечить летными экипажами. В теории самая острая проблема возникнет в следующем году. Сейчас, в принципе, штатное расписание закрывается, но впритык, с большими переработками со стороны пилотов, с очень интенсивными режимами рабочего времени. Но с весны 2019-го на самолетах, которые собирается ввести, например, авиакомпания "Россия", летать уже будет некому. У нас в стране вообще порядка 16 тыс. пилотов. И к следующему году 1 тыс. пилотов, по нашим расчетам, нужно где-то брать, — отметил Олег Приходько. — Что касается ухода российских летчиков на зарубежный рынок, то на первом месте стоит не зарплата, а режим работы и отношение компании. Вот я сам пилот, летаю и 40 дней не был дома. Те же китайские компании предлагают режим работы 15/15, 20/10. При этом иностранные компании нанимают только опытных пилотов.

И тем специалистам, которых хотят приглашать на наш рынок, гораздо легче будет уйти в тот же Китай, где потребность в пилотах намного выше.

То есть в Россию придут только те, кого не взяли на работу ни в КНР, ни в Индонезии, ни в Индию. Понятно, что причина отказа — скорее всего в квалификации».

Ранее «Аэрофлот» предложил Министерству транспорта изменить систему подготовки пилотов, в частности, перевозчик просит разрешить обучать летчиков на базе самих авиакомпаний.

Анна Пестерева

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Май 30, 2020 - 10:19

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 10,9 млрд руб. на субсидии аэропортам. Документ опубликован на сайте правительства.

 

Май 30, 2020 - 09:56

Наблюдательный совет Lufthansa не исключает возможности банкротства как одного из вариантов выхода из нынешнего кризиса, если компании не удастся договориться с властями Германии и ЕС об условиях господдержки. Об этом пишет немецкий журнал Focus со ссылкой на слова одного из членов наблюдательного совета.

 

Май 30, 2020 - 09:37

Как отметила официальный представитель российского внешнеполитического ведомства, уже выработан механизм взаимозачета билетов между российскими компаниями.

 

Май 30, 2020 - 03:15

Авиакомпания AZUR air с 18 июня 2020 года запустит регулярные рейсы между Санкт-Петербургом и Сочи. Черноморский курортный город станет первым для авиакомпании регулярным туристическим направление внутри России.