Российские авиакомпании попытаются принудить к пунктуальности путем повышения штрафов

Очередную меру по защите прав путешественников путем существенного увеличения штрафов для авиакомпаний за задержку рейсов предлагают депутаты Госдумы, внося правки в реформируемый воздушный кодекс.

В качестве наказания непунктуальных авиаперевозчиков предлагается наказывать штрафом в размере как минимум 10% от стоимости рейса. Отметим, что в Европе с задержками перевозчиков кардинально преломили ситуацию ровно 10 лет назад, введя драконовские компенсации для пострадавших от задержек пассажиров. В России же пока эти компенсации мизерные, при этом туристы, покупающие турпакеты, все претензии за задержки часто возлагают вовсе не на нерадивых перевозчиков, а на туроператоров.

По информации автора этих законодательных инициатив, первого зампреда комитета Госдумы по транспорту Виталия Ефимова (фракция «Единая Россия»), которые приводят «Известия», авиакомпании предлагается штрафовать на 10% от стоимости рейса при задержке вылета на один час. При этом штраф будет увеличиваться в зависимости от длительности задержки. Например, штраф за двухчасовую задержку предлагается ввести уже в 15% от стоимости рейса. «Часто компании говорят, что какие-то технические неполадки, деталей не хватает. На деле же они рейсов наберут, гоняют на дальние расстояния, а борты в срок не успевают», - отметил Виталий Ефимов. «У компаний, которые задерживают вылеты, в основном проблемы с аэропортом и количеством самолетов. Надо их мотивировать, чтобы у них были запасные самолеты», - дополнил член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев. В Росавиации «Известиям» в свою очередь пояснили, что агентство может отозвать допуск перевозчика в тех случаях, когда более 10% от общего количества рейсов были выполнены с задержками более 2 часов по вине перевозчика в течение двух последовательных сезонов расписания Международной ассоциации воздушного транспорта.

Отметим, что европейский опыт использует чувствительные штрафы в пользу пассажиров вот уже десять лет. Принятый Европарламентом в 2004 закон предусматривает выплату компенсаций пассажирам при отмене вылета, при задержке более чем на 2 часа на коротких рейсах и 4 на дальних, а также в тех случаях, когда количество проданных билетов превышает количество мест. Размер компенсации варьируется в зависимости от протяженности маршрута: от 250 евро при перелете менее 1’500 км, и до 600 евро при маршруте более чем 3’500 км. Кстати, перевозчики неоднократно пытались оспорить эти правила, однако европейский арбитражный суд в 2006 году оставил в силе эти директивы ЕС. Отметим, что европейские авиаперевозчики также обязаны выплачивать пассажирам компенсации в случае задержки рейсов из-за механических неполадок в самолетах и нелетной погоды. Тем не менее, если задержка происходит из-за форс-мажорных обстоятельств, например погодных условий, штрафа авиакомпании всё же могут избежать.

В России попытки введения подобных справедливых для пассажиров штрафов также предпринимались. Так, в марте 2011 года Минтранс России поддержал инициативу Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) по существенному повышению размера компенсаций пассажирам, пострадавшим от задержек рейсов. Причиной обращения ОЗПП к чиновникам правительства послужил предновогодний транспортный коллапс, произошедший в аэропортах Москвы в конце декабря 2010 года из-за ледяного дождя, когда несколько тысяч туристов не могли вовремя вылететь к месту назначения. В письме Минтранспорта, направленного в адрес ОЗПП говорилось, что чиновники займутся проработкой вопроса о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс. Однако этот воз и ныне там – похоже, что авиационному лобби удалось оставить авиакомпании безнаказанными.

И действительно, в Воздушном кодексе Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ для перевозчика установлен минимальный размер ответственности за нарушения сроков. На сегодняшний день размер штрафа установлен в размере 25% от минимального размера оплаты труда (100.00 рублей) в час, но не более 50% от стоимости перевозки. Таким образом, компенсация пассажирам составляет 25 рублей в час, что на фоне европейских норм выглядит просто издевательски. «Ранее обсуждались изменения, которые бы приравнивали задержку авиарейсов к нарушению сроков оказания услуг по закону о защите прав потребителя, в этих случаях с виновников взыскивалось бы 3% от стоимости за час просрочки, но авиаперевозчики встали стеной», - прокомментировал судьбу такой инициативы Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата». Он подчеркнул, что в настоящий момент действующие штрафы за просрочку доставки пассажиров являются копеечными, и то они применяются только в том случае, если доказана вина перевозчика, а он освобождается от ответственности, если задержка рейса произошла из-за погодных или технических условий в интересах безопасности пассажиров.

Эксперт подчеркнул, что в настоящий момент «наказывать» перевозчика находится крайне мало желающих. «Практически никто не обращается в суды за взысканием штрафа за задержку авиаперевозки, за исключением того, когда эта перевозка привела к серьезным ущербам. Например, если турист пропустил дорогой круиз из-за задержанного рейса. А если задержка не связана с серьезными убытками, то никто обычно не связывается с судом, даже за многочасовое сидение в аэропорту», - сообщил Георгий Мохов.

Также по оценке эксперта для конечного потребителя «механическое» увеличение штрафа авиакомпаниям ситуацию с задержками не решит, а лишь испортит: «Нужно понимать, что в результате увеличится стоимость перевозки – любые штрафы и любые риски всегда закладываются бизнесом в общую стоимость авиабилета. При этом риски и издержки в ходе вылета авиарейса бывают всегда, особенно это касается чартерной перевозки – редко бывает, чтобы рейсы не задерживались по каким-либо причинам – нет борта, поздняя загрузка питания и т.д.», - сообщил Георгий Мохов. Таким образом, высокие штрафы будут закладываться «внутрь» авиабилета, а риски задержек все равно останутся. «Рассчитывать на то, что величина штрафа дисциплинирует перевозчика, а он предпримет усилия для исправления ситуации - заблуждение», - резюмировал эксперт.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Март 27, 2024 - 17:40

«Россия» (Группа Аэрофлот) приступит к выполнению прямых рейсов из Ставропольского края на популярный турецкий курорт с началом высокого сезона.

 

Март 26, 2024 - 18:39

«Россия» (Группа Аэрофлот) приступит к выполнению полетной программы из Москвы в Костанай с начала действия летнего расписания.

 

Март 21, 2024 - 20:26

Полетная программа «России» (Группа Аэрофлот) между Санкт-Петербургом и Мурманском расширяется. Авиакомпания с 31 марта будет выполнять три рейса в день, а с июня частота полетов составит до пяти раз в день.

 

Март 21, 2024 - 11:35

Уважаемые партнеры, рады сообщить Вам о продлении промо – тарифов авиакомпании Gulf Air (RT и OW) на период продаж до 10 апреля 2024 для полётов до 30 сентября 2024 года.