Реставрация в Павловске: с душой и для родных

Павловский парк создавался императрицей Марией Федоровной для приобретения там душевного равновесия, рассказывает директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева. И сейчас эта идея живет в музее. В своей работе сотрудники комплекса ориентируются на так называемый «медленный туризм», когда люди приезжают в парк и дворец не ради «галочки», а за спокойствием и гармонией. Такие посетители могут провести весь день на территории музейного комплекса.

«В ходе нашей повседневной работы, а также реставрации нам важно сохранить особый стиль красоты, который был обозначен создателями комплекса: гармонию и естественность. В архитектурном смысле эти понятия обозначают симметрию и пропорцию», - объясняет Дементьева.

Павловский дворцово-парковый комплекс, по словам главного хранителя парка, Светланы Федоровой, создавался в период расцвета архитектурного искусства как российских, так и зарубежных мастеров на рубеже 18-19 веков. В Павловском комплексе воплотились черты классицизма и античности в своей эстетической зрелости. Именно поэтому сегодняшняя реставрация воссоздает в музее именно начальный облик ансамбля.

Например, павильон «Холодная ванна» в разное время служил разным целям. Изначально там располагалась летняя купальня, потом помещение переоборудовали под место отдыха, а в Великую Отечественную войну павильон был разрушен. Восстановили его именно с теми интерьерами, которые присутствовали там сразу после строительства. Правда воду проводить не стали: нет необходимости и слишком много трудностей, связанных с водопроводными сетями.

Восстанавливают в Павловске сейчас практически все, даже невидимое глазу. В том числе и эти самые водопроводные сети, которые должны обеспечивать необходимую для роста здоровых деревьев мелиорацию земель. Сети были сильно повреждены, земля поэтому была слишком сырая - как следствие, росли слабые деревья. За последние два года в павловском парке ураганы повалили около 300 деревьев.

Хотя какие-то поваленные деревья сотрудники музея и не жалеют, ведь в парке проводится санитарная рубка деревьев. Кроме того, восстанавливается изначальный ландшафтный дизайн. «Каждая перспектива в парке создавалась при помощи определенного расположения определенных деревьев. Сейчас в парке очень много самоцвета, который не вписывается в ту или иную зону, нарушая изначальную эстетику вида», - объясняет Светлана Федорова. При этом сотрудники музея успокаивают граждан, обеспокоенных рубкой деревьев: «Мы не заготавливаем дрова и не продаем лесной массив парка».

По словам директора музея, посетители дворцово-паркового ансамбля всегда с вниманием относятся ко всем изменениям и благодарят руководство музея за реставрацию. Администрация музея выпустила специальный каталог художественных и архитектурных памятников комплекса, которые нуждаются в реставрации. Согласно данным каталога, из 175 объектов недвижимости, входящих в состав музея-заповедника, три четверти находятся в аварийном состоянии, девять парадных помещений дворца требуют ремонта. Ремонтировать нужно инженерные сети, а также охранные и противопожарные системы. Для проведения данных работ требуется 1 миллиард 850 миллионов рублей.

Финансирование на реставрацию поступает как из бюджетных организаций, в частности от министерства культуры РФ и Комитета по культуре Петербурга, так и из собственных фондов музея, а также благодаря получению различных российских и европейских грантов. В частности, благодаря совместной работе сотрудников музея и их латвийских коллег из Алуксненского самоуправления был получен грант от Евросоюза. На средства гранта полностью отремонтировали и восстановили функциональность одного из главных объектов парка, Большой каскад.

План реставрационных работ по приоритету памятников рассчитан до конца 2015 года. Несмотря на это, сотрудники музея подчеркивают, что скорость выполнения плана сильно зависит от финансирования. Цены на входные билеты в музей-заповедник не менялись с 2009 года. По-прежнему сохраняются все льготы, в том числе для студентов, а зимой парк, за исключением праздничных дней, работает бесплатно. «Мы рассчитываем на долгосрочный эффект, на будущих постоянных посетителей», - поясняет политику музея его директор. Действительно, принимая во внимание те усилия, с которыми сотрудники музея взялись за реставрацию дворцово-паркового комплекса и его духовных ценностей, эффект действительно может быть долгосрочным.

Павловский музей-заповедник значится в списке объектов Всемирного культурного наследия. После Великой Отечественной войны музейный комплекс был первым из многих пригородных дворцовых ансамблей, которые были восстановлены. После, по примеру Павловска восстанавливались другие комплексы. Тем самым реставрация музея положила начало послевоенному культурному возрождению, подчеркивает Дементьева.

Сейчас Павловский дворцово-парковый ансамбль ведет активное сотрудничество с зарубежными музеями. Во дворце часто экспонируются датские и другие европейские выставки. Несмотря на это, сотрудники не гонятся за туристами. «Мы не бежим за инновациями, пытаясь сохранить то, что уже есть», - отмечает главный специалист по развитию музея Эдуард Рыбинский. И, похоже, у сотрудников это получается: петербуржцы любят Павловск и посещают его с завидной регулярностью.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 25, 2024 - 07:37

Музей искусства Санкт‑Петербурга XX-XXI веков подготовил обширную программу на майские праздники и летние месяцы.

 

Апрель 24, 2024 - 22:09

Вместе с другими предметами из коллекции нашего музея летом он отправится на выставку «Книжный мир семьи Романовых» в Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера.

 

Апрель 24, 2024 - 21:22

Я редко ставлю общие фото, но здесь не смогла сдержаться: впервые на первых полосах изданий, надеюсь, будут те, кто просто выполнял свою работу — реставрацию картин.

 

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.