Репинские Пенаты. Сколько всего они вынесли…Первоначально художник купил их для своей гражданской жены Натальи Нордман — в светском обществе Петербурга её не принимали.
Здесь же собирались его друзья, относящиеся свободно к свободным отношениям.
Дача строилась без проекта, к ней делались пристройка, необходимые и для работы Репина, и для жизни, и для приёма гостей. В 1906 году дом был надстроен вторым этажом с двумя просторными мастерскими. Несколько позже к восточному фасаду был добавлен пятигранный объем, в котором разместился кабинет Репина. Над ним сооружен открытый балкон «Аэроплан». Летом и зимой, почти в любую погоду Репин спал на этой веранде на простом сколоченном из досок топчане (зимой в спальном мешке) и только при температуре ниже – 20 ℃ спускался ночевать в кабинет. Он считал свежий воздух залогом здоровья и долголетия. Также он считал, что самая хорошая вода из колодца на территории усадьбы. Он глубокий, 72 метра, температура воды около 5 градусов. Именно её он пил с утра и на ночь, а также устроил артезианский колодец «Посейдон».
И наверное хорошо, что Наталья была неплохим фотографом — осталось достаточно много снимков как самого здания, так и его интерьеров. По завещание Нордман оно переходило после её смерти Академии художеств, но Репину пришлось доплатить за это ещё немалую сумму. Неожиданно в 1918 году Пенаты оказались в Финляндии. Даже за право быть похороненным в любимом месте художнику пришлось заплатить финскому государству — значительная часть картин из Пенат находится в финском художественном музее Атенеум (Ateneum). На холме Голгофа был установлен обыкновенный крест, который в советские времена заменили на бюст. Сейчас крест восстановлен.
Репин завещал похоронить себя без гроба и прямо в могилу посадить дерево. По мнению музейщиков, этот дуб до сих пор охраняет покой художника. Но хоронили в гробу. До сих пор никто не пытался вскрыть захоронение для каких то исследований. Покойся с миром, великий художник.
Но пришёл 1940 год, закончилась зимняя кампания и наконец то Академия смогла открыть здесь свой мемориальный музей. Но радости были недолгими. С 1941 по 1944 годы здесь располагался штаб финской армии. Они не хотели разрушения здания, но наши Катюши при наступление думали иначе. Большую часть предметов успели вывезти, но мебель, знаменитый стол для гостей оставались на своём историческом месте. К концу войны от дома осталась куча обломков. Самым ценным были фрагменты изразцов с каминов. Это очень помогло при их воссоздании — руководство страны приняло решение о полном восстановлении дома. И вот в 1962 году все вернулось в Пенаты. Сейчас уже на дворе 2025 год, 70 с лишним лет деревянном дому, сохранившему тепло тех репинских лет Куоккалы. Поэтому было принято решение о его полной реставрации. Хотя в плане работ указан 2026 год, музейщики очень рассчитывают открыть его в августе, на 5 месяцев раньше, к 182 годовщине со дня рождения Репина.
К 2023 году в парке завершилась реставрации всех малых архитектурных форм. Это знаменитые беседка Шехерезады, «Храм Озириса и Изиды», артезианский колодец «Посейдон».
Сейчас под тщательным надзором ГИОПа идут различные согласования. Для директора Музея Академии художеств Алексея Мудрова работа не из лёгких — цвет наличников, цвет морилки для пропитки бревен, цвет скатов крыши — все проходит под его квалифицированными взглядом. Самое главное — нужно закрыть все крыши до начала дождей. Часть стёкол уже на месте и интерьер, хотя разобран полностью, уже оживает. Стараются сохранить детали по максимуму — лесенки, паркет. Стоители потихоньку двигаются с первого этажа наверх приводя в порядок всё, что нуждается. Даже специальные тросы для изменения интерьеров мастерской сохранились и будут действующими.
В дальнейших планах Музея Академии художеств разработать и реализовать проект благоустройства усадебного парка, предусматривающий восстановление гидросистемы, Березовой аллеи, дорожной сети и лесопарковой зоны, который вернет парку первозданный вид, задуманный и воплощенный в начале ХХ века хозяином усадьбы.
Все богатство усадьбы сейчас в распораспоряжении реставраторов. Часть мы видели в залах музея Академии художеств еще весной на специальной выставке. Вера Ловягина, хранитель экспозиции и фондов Музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты», рассказала, что хоть и идёт ремонт, количество посетителей не уменьшается — в огромных шатрах размешена выставка, на которой посетители знакомятся с кругом друзей Репина. Очень рекомендую, кто ещё не побывал там, съездить. Но не стоит подниматься по лестнице к павильону Шехерезады — он не для массового посещения. Репин любил с него рассматривать залив. До сих пор рядом растет дубок, когда то посаженный самим художником. Надеюсь, после приведения в порядок усадебного парка и мы сможем подняться наверх. Но не сейчас.
Спасибо информационному агентству Интерфакс за организацию пресс тура. Время было выбрано идеально — практически последний летний день. И мне представлялось, как по аллеям бродят гости Репина, дамы под зонтиками, кавалеры в нарядные костюмах. Может, я все это придумала. Но очень хотелось бы. До новых встреч, Пенаты!
Татьяна Бушманова
Фото https://newreportage.ru / Татьяна Бушманова