Реинкарнация типового договора для турагентств: от Минкульта до Минэка. На что турфирмам обратить внимание?

Факт вступления в силу Приказа Минэкономразвития России от 19.03.2019 N 135 «Об утверждении типовых форм договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком» прошел незамеченным туристической общественностью, хотя в силу этот приказ вступил на этой неделе.

Впрочем, по сути, для игроков рынка мало что меняется, т.к. раньше действовал аналогичный приказ от Минкульта, но в связи с передачей полномочий Минэку новый регулятор выпустил свою версию приказа, незначительно его поменяв. В любом случае, забывать об этой норме турфирмам не стоит, поэтому юристы поясняют турагентствам, на что им необходимо обращать внимание.

«Приказ Минэкономразвития, вступивший в силу 07 октября 2019 года, устанавливает форму типового договора с туристом. Основная «плохая новость» для турагентств – то, что этот типовой договор обязателен для всех турфирм – согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ, ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Александр Байбородин, глава юридической компании «Юристы для турбизнеса: Байбородин и Партнеры». Эксперт отдельно подчеркнул, что с 7 октября 2019 года этот типовой договор обязателен к применению. Договоры, составленные после 7 октября 2019 года без учета положений приказа, могут быть признаны незаключенными. «Это делает турфирму полностью беззащитной в суде или, например, при банкротстве туроператора. Не соответствующий закону договор может быть признан недействительным или незаключенным – то есть как будто его и не было вовсе, и соответственно вся ответственность может лечь на турфирму даже при отсутствии ее вины», - подчеркнул Александр Байбородин.

При этом, как отметил собеседник, договор сложно назвать защищающим интересы турфирм, скорее он максимально защищает потребителя. К тому же он серьезно неудобен хотя бы размером: приказ с договором занимают 44 страницы.

«Хорошая новость в том, что типовой договор и ФЗ «об основах туристской деятельности в РФ» допускают возможность внесения в договор своих условий, при условии, что такие условия не противоречат закону и не нарушают права потребителя. Количество вносимых условий законом не регламентировано. Поэтому, типовой договор юристы могут использовать как основу, дополняя его пунктами, учитывающими реалии работы турфирмы», - отметил Александр Байбородин.

Среди основных особенностей типового договора эксперт назвал следующие:

    П. 1.1. договора турагент-турист. «В старой версии Минкульта предметом договора предусматривалась обязанность турагента обеспечить оказание всех услуг по договору.Это противоречило закону и создавало для турагента ненужные риски.В новой версии договора Минэкономразвития предмет договора предусматривает обязанность турагента по бронированию и оплате туристского продукта. Отдельным предложением указано, что оказание услуг обеспечивает туроператор.Эта формулировка отвечает требованиям закона и защищает турагента», - отметил Александр Байбородин. При это он упомянул интересное нововведение – оплата теперь может производиться агентом не только туроператору напрямую, но и иным способом, если такой способ предусмотрен договором с туроператором. В этой связи стоит обратить внимание на наличие в договорах туроператоров указания на иные способы оплаты (помимо оплаты непосредственно на счет туроператора).
    П. 3.1. договора турагент-турист.Из договора исключен устаревший пункт про предоставление турагентом туристу копии доверенности от туроператора.
    П. 4.3. договоров турагент-турист и туроператор-турист. Из раздела форс-мажор – исключена норма о том, что ни одна из сторон не может требовать возмещения убытков. Вместо этого использована формулировка о том, что возврат денежных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Это дает возможность удержания фактических расходов турфирмами в тех случаях, когда наступление форс-мажора не связано с наличием в стране временного пребывания угрозы безопасности жизни или имуществу туристов, и такая угроза не признана российскими компетентными органами в установленном порядке.
    П. 5.1. договоров турагент-турист и туроператор-турист. Договор вступает в силу не с момента «подписания», а с момента «заключения». Эта формулировка позволяет заключать договор в электронной форме. Изменения к договору также можно осуществлять без подписей сторон, а любыми не запрещенными законом способами.
    П. 6.1., 6.2. договора турагент-турист – изменения внесены в претензионный порядок старого договора.Претензии по договору можно предъявлять теперь туроператору напрямую – как это и предусмотрено в законе.По старой версии договора все претензии «по старинке» предъявлялись турагенту.
    П. 6.3. договоров турагент-турист и туроператор-турист. «В старой версии договора почему-то было указание только на «переговоры», после которых стороны сразу могли обращаться в суд.В новой версии до суда турист обязуется обратиться с претензией.Это положение соответствует закону и в теории может снизить количество немотивированных обращений туристов в суд. Как известно, более 90% претензий решаются без суда», - отметил Александр Байбородин.

В целом, по оценке эксперта, принятие нового типового договора имеет больше плюсов чем минусов. «Наконец-то в типовом договоре с турагентом появился пункт о том, что туроператор (а не турагент) обеспечивает оказание услуг, а также изменен в пользу турагента претензионный порядок», - отметил Александр Байбородин. Тем не менее, по его словам, в договоре остался ряд пунктов, которые ограничивают права турфирм. Например, в договоре почему-то присутствует обязанность турагента предоставлять туристу копию договора с туроператором. Такой договор может содержать коммерческую тайну, не думаю, что условия работы каждого конкретного турагента с каждым конкретным туроператором должны становиться достоянием общественности. В договоре присутствует право туриста предъявить претензию по качеству услуг турагенту, в то время как по закону все претензии к качеству турпродукта должны предъявляться туроператору.

«Турфирмам необходимо привести свои договоры в соответствие с Приказом, проверить наличие обязательных условий из типового договора, а также убедиться в отсутствии в договоре пунктов, которые нарушают положения типового договора.Работать же по типовому договору в его «первозданном» виде мы бы вряд ли советовали – достаточно посмотреть на договоры реальных турфирм, чтобы понять сколько нюансов и полезных (как для туриста, так и для турфирмы) пунктов содержат их договоры по сравнению с типовыми», - резюмировал Александр Байбородин.

Фото: Турпром.ру

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Информация, СМИ»

Апрель 22, 2024 - 12:25

Исторический подземный комплекс «Гора Филина» приглашает любителей путешествий, ценителей истории и величественной карельской природы на свою удивительную территорию.

 

Апрель 15, 2024 - 17:55

Специалистам туристских компаний крупных городов Северо-Запада расскажут о возможностях для путешествий в Санкт‑Петербург. С 22 по 25 апреля в Череповце, Вологде, Архангельске и Мурманске пройдет серия выездных презентаций «Добро пожаловать в Санкт‑Петербург!».

 

Апрель 12, 2024 - 17:06

Вскоре в Израиле начнет действовать туристический проект Gate Pass, цель которого – сделать поездку туриста еще более комфортной и приятной.

 

Апрель 12, 2024 - 16:38

Петербуржцы смогут звонить в МФЦ бесплатно. В Петербурге успешно реализован проект подключения «горячей линии» центров госуслуг к бесплатному телефону «122».