Эксперты считают преждевременными разговоры о срыве новогодних полетных программ в связи с предложением главы МИД РФ Сергей Лаврова разорвать договор с Бермудами. Все туристические полетные программы согласованы Росавиацией и обеспечены резервными воздушными судами, они будут выполнены в полном объеме.
Глава МИД РФ Сергей Лавров обратился в Минтранс и Росавиацию с предложением расторгнуть межправительственный договор между Россией и Бермудами о передаче функций надзора над зарегистрированными самолетами, который действует с 1999 г., сообщает «РБК». Соответствующее письмо было направлено 14 декабря депутату Госдумы Михаилу Шеремету. Предполагается, что расторжение договора с Бермудами позволит перевести все самолеты российских авиакомпаний в российский реестр.
Вопрос перерегистрации самолетов в российском реестре поднимается уже не впервые. Сейчас, по данным Росавиации, 725 самолетов российских авиакомпаний зарегистрированы на Бермудских островах, по 35 — в Ирландии и России, еще два — на острове Аруба. В 2018 г. самолеты в росреестр начала переводить AZUR air, но дело закончилось одним лайнером – против этой процедуры выступили лизингодатели.
Регистрации в России позволила бы исключительно российским специалистам отслеживать техническое состояние российских самолетов. Однако, по данным экспертов, на данный момент такого количества специалистов в России нет, а российские нормы не унифицированы с европейскими (в отличие от норм, применяемых на заморской территории Британии – Бермудских островах).
Стандарты России не признаны мировым сообществом, перевод самолетов в российский реестр, предположительно, будет снижать их стоимость, а лизингодатели откажутся выкупать самолеты обратно из опасений, что их не удастся продать другим авиакомпаниям (в частности, европейским).
Несмотря на то, что сейчас российские авиакомпании все еще могут регистрировать самолеты на Бермудах, с 2015 г. Росавиация получила право на сертификацию самолетов и с февраля 2019 г. стала требовать от авиакомпаний пройти повторную сертификацию в России.
Однако впоследствии при проверках выяснилось, что повторно не были сертифицированы около 400 бортов. Позже проблемы из-за этого возникли у нескольких авиакомпаний, которые, по решению Росавиации, не могли эксплуатировать некоторые самолеты из своего парка. В конце сентября 2019 г. Минтранс отменил требования Росавиации.
Однако проблема обнаружилась вновь. Как сообщает Ассоциация эксплуатации воздушного транспорта (АЭВТ), Минтранс с октября 2019 г. отказывается вносить новые иностранные самолеты, поступающие авиакомпаниям, в межправительственное соглашение с Бермудскими островами.
Речь идет, по разным данным, о 27 или 30 бортах таких авиакомпаний, как «Аэрофлот», «Победа», S7, «Уральские авиалинии», Red Wings и Sirius Aero, пишет газета «КоммерсантЪ».
В АЭВТ отмечают, что невозможность использовать самолеты может привести к «срыву новогодних программ», т.к. предполагалось, что рейсы будут выполняться, в том числе, на этих бортах.
Опрошенные «Вестником АТОР» эксперты отмечают, что нехватка этих лайнеров будет заметна рынку, который демонстрирует рост на уровне 10-15%, но лишь в перспективе – не на Новый год.
Как сообщил «Вестнику АТОР» вице-президент АТОР, генеральный директор компании «Випсервис» Дмитрий Горин, все туристические новогодние полетные программы уже одобрены.
«Запланированные новогодние чартерные программы будут выполнены в полном объеме. Все авиакомпании демонстрируют высокие показатели пунктуальности, программы обеспечены резервными бортами», - говорит Дмитрий Горин.
Что касается регулярной перевозки, то крупнейшим авиакомпаниям («Аэрофлот» и S7 Airlines) уже удалось решить проблему с «застрявшими» самолетами. В S7 «Коммерсанту» рассказали, что в эти выходные получили 17-й Airbus A320neo, в предновогодние дни и праздники новых поставок не ожидают, первый полет нового самолета запланирован на утро 24 декабря. В других авиакомпаниях ситуацию не комментируют.
Фото: Вестник АТОР