Профессия: «турист–вымогатель»

Многие туркомпании ведут «черные списки» туристов, в которые вносятся дебоширы, мошенники, аферисты, для того, чтобы не попасться повторно на одну и ту же «удочку» и предупредить коллег. Закон такие списки не признает.

 

С появлением и быстрым распространением интернет-технологий и социальных сетей обмен информацией стал еще более доступным. Например, «ВКонтакте» можно найти группы «черных списков» туристических компаний, которые составляют в основном пострадавшие туристы. Аналогичные списки ведутся на всевозможных форумах.

Однако критике подвергаются не только туркомпании, но и сами туристы. В частности, этой цели посвящен сайт целый сайт black-tourist.ru, страничка с «черным списком» туристов есть на сайте «Тонкостей туризма». Все они закрыты от взгляда самих туристов, а допуск к ним открывается столько после авторизации и проверки принадлежности к туриндустрии. Тем не менее, некоторые менеджеры туристических компаний считают, что и этого недостаточно. На днях еще один «черный список» туристов появился «ВКонтакте».

Представители российских туристических агентств признаются, что также ведут подобные списки в своей компании. «Черные списки, конечно, есть. Ведутся офисами самостоятельно на внутренней, агентской части нашего сайта. То есть список в общем доступе и постоянно пополняется», - говорит pr-менеджер сети «МГП» Мария Калякина.

«У нас есть табличка в общем доступе всех менеджеров, но добавлять/удалять клиентов может только директор. Правда, на моей памяти те, кто есть в этом списке, второй раз в офис уже не приходили», - поделился еще один представитель туристического агентства на форуме АТОР.

К слову, подобные списки есть не только в турагентствах, но и в туроператорских компаниях. Как рассказал представитель одного из операторов, список пополняется по информации от авиакомпаний, отелей, агентств. «Те, кто находится в «черном списке», просто не могут забронировать у нас тур», - сообщил участник рынка, пожелавший остаться неназванным.

В зоне риска

«От подобных туристов мы защищаем не только себя, но и других отдыхающих. Например, если отель сообщил нам, что турист дебоширил, мешал отдыхать другим, повредил имущество, такой клиент заносится в «черный список». В него же может попасть и слишком неспокойный пассажир, который на борту самолета злоупотреблял алкоголем, угрожал безопасности других», - продолжает представитель туроператорской компании.

Мария Калякина отметила, что в «черные списки» в основном попадают «профессиональные туристы». То есть те, кто после отдыха обращаются в соответствующие структуры с целью вернуть свои деньги. «У нас был один случай, когда мужчина отправлял на отдых жену с ребенком, снабдив их блокнотом, ручкой, фотоаппаратом и соответствующими инструкциями. По приезду туристка утверждала, что окна ее номера выходили на бордюр, а сам номер находился ниже уровня земли. Но дело в том, что на первом и втором этажах этого отеля вообще нет номеров. Там находятся другие помещения для проведения деловых мероприятий. Нам не составило труда доказать это в суде, поэтому дело мы выиграли, а туристы попали в «черный список», - рассказала представитель еще одной туристической компании.

Еще одна категория туристов, которые могут попасть в «черный список» - «заводилы», которые вместо гида собирают туристов на экскурсию с уличной компанией. Такие туристы могут срывать первую встречу с гидом, а затем убедить всех туристов, что гиды от оператора их просто обманывают и хотят «содрать» с них побольше денег. Нет необходимости напоминать о последствиях таких экскурсий с неизвестными уличными компаниями (особенно распространено в Египте).

Одна из пользователей соцсети «ВКонтакте» предлагает вносить в «черные списки» и любителей скидок. «Туда же нужно обязательно заносить тех, кто заставляет на себя работать по сотне менеджеров, выклянчивая скидку, или в надежде, что 102-й менеджер даст меньше, чем 101-й. При этом они все тратят время, чтобы подобрать этому «туристу-бегунку» лучший вариант», - отмечает участница дискуссии.

Персональная коллизия

Несмотря на то, что иногда необходимость «черных списков» туристов не вызывает сомнений, о законности такого метода еще можно поспорить. «Если человек передает свои персональные данные менеджеру турагентства, то предполагается, что эти данные будут использоваться только для того, чтобы забронировать тур. Другое использование персональных данных не предусмотрено договором, а значит, является нарушением закона», - считает руководитель Правовой службы АТОР Надежда Ефремова.

Если «профессиональные туристы» выигрывают в судах, то в соответствие с законом они не так уж и не правы. Мошенниками людей могут признавать только суды. При этом в «черных списках», существующих в интернете, есть полная информация о туристе, включая паспортные данные. «Конечно, если список закрыт и используется только для внутреннего пользования, то турист может и не знать, что он там находится», - отмечает Надежда Ефремова.

Поэтому эксперты считают, что единственный законный способ защиты от «профессиональных туристов» - судебное разбирательство, а выход для туркомпаний – обзаводиться юристом. «Раньше у нас также был «черный список». Но с появлением собственной юридической службы мы от него отказались. В список вносились только «профессиональные туристы», - говорит директор по развитию сети Global Travel Сергей Самохвалов.

 
Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Апрель 5, 2024 - 05:54

Эксперты компании  лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика ИТ-решений для отрасли, проанализировали бронирования представителей бизнеса и выяснили, как изменился спрос на командировки по России в I квартале 2024, какие индустрии отправляли своих сотрудников в деловые поездки и в какие города.

 

Март 17, 2024 - 17:07

Платформа для планирования путешествий Wildberries Travel планирует запустить продажу туристических услуг в сотрудничестве с Российским союзом туриндустрии.

 

Февраль 22, 2024 - 04:26

Туроператорам, которые продают горящие туры, предложили дать право оформлять электронные путевки позже, чем предусмотрено законом о туризме сейчас.

 

Январь 31, 2024 - 09:11

Уровень цифровизации туристической отрасли в России, который обеспечивается не только на федеральных, но и на региональных интернет-площадках, можно оценивать как достаточно высокий.