Критерии риска для конкретных видов контроля и надзора правительство утвердит весной, при этом общие подходы к их определению (стандарт) задаст Минэкономразвития. О том, какими они будут, "Российской газете" рассказал заместитель министра экономического развития Савва Шипов.
Савва Витальевич, кого точно ждут ежегодные проверки?
Савва Шипов: Критерии разнесения по категориям риска будут основаны на нескольких факторах. Ключевым из них является потенциальный ущерб жизни, здоровью людей, имуществу и так далее, который может нанести деятельность организации.
Практически по всем видам контроля будет учитываться и организация работы предприятия, например, наличие сертифицированной системы менеджмента качества. Принято думать, что если, например, в ресторане много посетителей, то это предприятие высокого риска, если мало - низкого. Не все так однозначно. У многих сетевых компаний настолько высоки внутренние требования к качеству и персоналу, что там как раз все нормально. А вот в небольших точках посетителей мало, зато риски могут быть огромные.
На высокий риск косвенно могут указывать и данные от других контролеров. Например, если есть подозрения, что организация пытается уходить от налогов, то, вероятно, она может вести себя недобросовестно и в других случаях. Или компания использует юридический адрес, по которому раньше были зарегистрированы компании-нарушители.
По каким видам контроля проверки сведут к минимуму?
Савва Шипов: Когда речь заходит о риск-ориентированном подходе, сразу думают о снижении числа проверок, но это не так. Правильнее говорить о перераспределении административной нагрузки. Для организаций, которые попали в зону высокого риска, проверок меньше не станет.
Критерии риска - это не только признак того, придут к вам с проверкой или нет. Зона низкого риска - это модель добросовестного поведения, к которой все предприниматели должны стремиться. Потому что это выгодно.
В проекте по контролю и надзору закреплено, что нагрузка на бизнес должна снижаться на 10 процентов ежегодно. Как вы будете на этот уровень выходить?
Савва Шипов: Как раз за счет снижения количества проверок добросовестного бизнеса, который попал в низкую зону риска. Например, МЧС в план на 2017 год поставило 96 тысяч проверок вместо 140 тысяч в прошлом году. Получается снижение на 30 процентов, и это только благодаря внедрению риск-ориентированного подхода. Так что мы на установленные показатели, безусловно, выйдем. Бизнес начнет сам постепенно стремиться в зоны с низким риском. Тот бизнес, который понимает, как эта машина работает.
Кстати, число проверок снижается уже последние три года. При этом мы видим, что уровень безопасности в контролируемых сферах в целом не снизился.
Перераспределение по категориям будет ежегодным?
Савва Шипов: Да, так же, как ежегодно будет пересматриваться и сама модель рисков. Самый простой пример - если отмечаются случаи африканской чумы свиней, свиноводческие комплексы выносятся в категорию высокого риска, но после того, как опасность будет нейтрализована, мы должны критерии поменять и перенастроить их на ту угрозу, которая есть сейчас.
При этом можно будет обратиться с заявлением в орган контроля и запросить причины, по которым вас отнесли к категории высокого риска, и представить доводы в пользу того, что категория определена неверно. Если ведомство с ними не согласится, это можно обжаловать в суде.
Появятся ли предприятия, где контролеры в плановом режиме годами появляться не будут?
Савва Шипов: Да, если они ни по одному из видов контроля не попадают в высокую зону риска.
Контролеры, наверное, заинтересованы, чтобы всех отнести к высокому риску. Нет здесь конфликта интересов?
Савва Шипов: Во-первых, критерии будет согласовывать минэкономразвития. Наша задача, чтобы это не свелось к профанации. Во-вторых, оценивать их будут общественный деловой совет при проектном комитете по контролю и надзору и экспертные группы по каждому из федеральных органов власти. В-третьих, и это еще одно распространенное заблуждение, что контролеры не захотят по доброй воле снижать количество проверок. Они как раз заинтересованы, чтобы ходить на объекты высокого риска, а там где риска нет - не ходить. Проверяющих не хватает.
Когда возможен переход к комплексным проверкам?
Савва Шипов: Скорее всего, в следующем году. Основной смысл комплексных проверок заключается в том, чтобы несколько разных контролеров не приходили подряд. Риск-ориентированный подход, обмен информацией в этом помогут, потому что планирование проверок будет более понятным и системным. Сейчас же их довольно сложно состыковать между собой. А бизнес говорит: мы готовы вывернуться наизнанку, только чтобы проверяющие не приходили друг за другом.
По каким принципам будут составляться проверочные листы?
Савва Шипов: Правительство приняло подготовленное минэкономразвития постановление с требованиями к разработке и форме чек-листов. Их будут составлять уже контрольно-надзорные ведомства по каждому виду контроля. В любом случае за рамки чек-листов контролерам выходить нельзя. Некоторые контрольные органы говорят: зачем нам чек-листы, у нас же в приказе о проверке уже есть ссылки на акты, которые мы проверяем. Мы считаем, что нужны конкретные вопросы, чтобы человек понял даже не то, какой акт будут проверять, не какую статью, а что конкретно он должен сделать, чтобы пройти проверку.
Чек-листы - это модель добросовестного поведения. Если я знаю, с какими вопросами ко мне придут, я подготовлюсь. И смысл не в том, чтобы найти нарушения, а в том, чтобы предприниматель был готов к проверке. Как сейчас происходит? Не выполняют требования по одной простой причине: ко мне придут и все равно что-нибудь найдут, что бы я ни сделал, я не могу знать всех документов, поэтому даже пытаться что-то сделать не буду.
Ведомства должны были опубликовать перечень актов с обязательными требованиями, которые они проверяют. Вроде не такая сложная задача, но дедлайн уже переносился. Почему?
Савва Шипов: Это показательная история. Когда мы только начинали эту работу, спрашивали, сколько времени нужно, чтобы требования собрать. Нам в одном ведомстве сказали: два года. Оказалось, что это 80 тысяч нормативных актов, в том числе изданных в советское время. Как это перелопатить в нормальный формат? Действительно, два года нужно. Спрашиваем, а как вы это проверяете? Что, контролер хочет, чтобы эти 80 тысяч актов проверяемому были известны? Они отвечают, что контролер и сам не знает.
Ведомства все-таки справились?
Савва Шипов: Они эту задачу выполнили. Насколько хорошо - будем смотреть вместе с бизнесом. Я считаю, что на случаи, когда контрольно-надзорный орган продолжает проверять требования по актам, не опубликованным у него на сайте, должна быть максимально жесткая реакция.
Требования, которые описаны только в актах советского времени, будет запрещено проверять?
Савва Шипов: Да, с 1 июля 2017 года. Но есть коллеги, которые пытаются получить отсрочку по некоторым видам контроля.
Изначально норма была более жесткая - о том, чтобы вообще отменить эти документы. Но в каких-то из них описаны гарантии прав граждан и права граждан. Поэтому все акты органов исполнительной власти СССР и РСФСР нельзя будет проверять, но у граждан и организаций остается возможность ссылаться на эти документы при обращении в прокуратуру и суд. Все органы власти сейчас переносят то, что для них является критичным, в современные документы. А то, что некритично, уйдет само собой
Фото pravdaurfo.ru