Правительство Петербурга обеспокоено - новая стратегия авиакомпании «Россия» не предусматривает ее активного развития в аэропорту Пулково

Пулково вряд ли сможет значительно продвинуться к своей мечте стать крупным авиационным хабом в ближайшее время.

Глава комитета по транспорту Петербурга Александр Головин, выступая с докладом на совещании в Минтрансе, заявил, что стратегия авиакомпании «Россия» якобы практически не предусматривает расширения географии полетов из базового аэропорта. В разговоре с «Фонтанкой» Головин пояснил, что вклад «России», и группы «Аэрофлот» в целом, для Пулково является критическим. Две авиакомпании составляют около 50% всего рынка аэропорта.

В «России» с такой интерпретацией своей стратегии не согласны. Представители авиакомпании отмечают, что с начала 2016 года количество направлений и частот выполнения рейсов из Пулково было увеличено на 16% на внутренних линиях и на 20,9% – на международных. Кроме того, более 44% внутренних и более 85,7% международных рейсов перевозчик выполняет именно из базового аэропорта.

Впрочем, источник «Фонтанки» в отрасли отмечает, что на статистику «России» нужно смотреть с учетом прошлых лет. Количество рейсов в весенне-летнем расписании «России» в 2015 году уменьшилось примерно на 30% по сравнению с 2014 годом. Расписание 2016 года не сильно отличается от прошлогоднего. Количественный рост в основном обеспечило добавление рейсов «Оренэйра» и «Донавии», которые в начале текущего года присоединились к «России». Кроме того, видно, что «Аэрофлот» уже сформировал модель, в которой количество рейсов «России» из Пулково вряд ли будет увеличиваться. Ожидается, что новые рейсы будут в основном организовываться из московского Внуково.

Председатель совета директоров авиакомпании «Россия» Вадим Зингман, в свою очередь, заявил, что перевозчик «подтверждает неизменность своей стратегической задачи по дальнейшему развитию маршрутной сети из своего базового аэропорта, несмотря на то что по стоимости обслуживания Пулково является одним из самых дорогих аэропортов».

В управляющей компании Пулково «Воздушные ворота Северной столицы» официально это заявление комментировать не стали. Однако напомнили, что тарифы на наземное обслуживание утверждаются Федеральной службой по тарифам (с лета 2015 года эта функция передана в Федеральную антимонопольную службу). Впрочем, источник «Фонтанки» в отрасли отметил, что «тарифы утверждают на основании предоставленных аэропортом данных, который обосновывает эти цифры». При этом, по его словам, обслуживание в Пулково стоит дороже, чем в Москве и многих европейских аэропортах.

Действительно, согласно «Сборнику тарифов и сборов на услуги, оказываемые в 220 аэропортах Российской Федерации», по данным на 12 января 2016 года обслуживание в Пулково по некоторым статьям выходит дороже, чем в Москве.

Так, плата за «взлет-посадку» в Пулково для российских авиакомпаний стоит 331,5 рубля за тонну максимальной взлетной массы воздушного судна (т/мвм), для иностранных – 10,75 доллара т/мвм. Авиационная безопасность для отечественных операторов обходится еще в 303,2 рубля за т/мвм, для иностранных – 6,3 доллара за т/мвм. Сюда надо добавить еще плату за пользование аэровокзалом (внутренние маршруты – 79,3 рубля за пассажира, международные – 121,3 рубля). Также за обслуживание пассажиров: на внутренних маршрутах 243,4 рубля за пассажира, на международных – 309,9 рубля.

Для сравнения: в московском Шереметьево «взлет-посадка» для российских авиакомпаний стоит на 153 рубля дешевле (178 рублей за т/мвм), для иностранных – меньше на 2,8 доллара (7,90 долларов за т/мвм). Авиационная безопасность обходится для отечественных перевозчиков на 249 рублей меньше (54 рубля за т/мвм), для иностранных – на 3 доллара (3,3 доллара за т/мвм). Однако пользование аэровокзалом на внутренних маршрутах дороже на 33 рубля (112,9 рубля за пассажира), а на международных дороже на 229 рублей (350 рублей за пассажира). При этом обслуживание пассажиров на внутренних рейсах дешевле на 2,3 рубля (77 рублей за пассажира), на международных на 154 рубля (154,8 рубля за пассажира).

Более высокие тарифы в Пулково в основном объясняются законом рынка: чем больше объем, тем ниже себестоимость, говорит источник «Фонтанки» в отрасли. Кроме того, расценки объясняются еще и тем, что аэропорт строился на частные инвестиции и заемные средства, поясняет источник «Фонтанки» в отрасли: «Заем нужно отдавать, и в пулковских сборах заложена инвестиционная составляющая. Когда Федеральная служба по тарифам утверждала расценки, то она ориентировалась на инвестиционную программу развития аэропорта».

Он добавил, что во многих европейских аэропортах существует практика введения так называемого «инфраструктурного сбора» после введения в строй нового терминала или другого объекта инфраструктуры. Такой сбор нужен, чтобы аэропорт быстрее смог окупить свои инвестиции. Сбор вводится на определенный срок, например 10 лет, после чего ликвидируется. В России понятия «инфраструктурный сбор» нет, однако де-факто он был заложен в тарифы Пулково.
Получается замкнутый круг: авиакомпания не хочет увеличивать количество рейсов из-за высоких тарифов в аэропорту, а аэропорт не может снизить тарифы без увеличения пассажиропотока, то есть количества рейсов.

Александр Головин заявил «Фонтанке», что город готов вмешаться и вместе с «ВВСС» уже разрабатывает мотивационную программу для перевозчиков. Кроме «ВВСС» ею на паритетных началах будет заниматься АО «Аэропорт «Пулково», которое на 100% принадлежит Петербургу. Суть программы заключается в предоставлении скидок на тарифы тем перевозчикам, которые готовы развивать маршрутную сеть в Пулково.

Напомним, что в декабре 2015 года «ВВСС» уже обновлял свою мотивационную программу, в которой был готов предоставить скидки от 5 до 60% на аэропортовые сборы за взлет-посадку и пользование аэровокзалом.

Впрочем, еще один источник «Фонтанки» отметил, что снижение тарифов на наземное обслуживание не гарантирует увеличения количества рейсов. «В стоимости билета аэропортовые сборы занимают до 15%. Из них 5% – регулируемые тарифы, утвержденные Федеральной службой по тарифам. Повышение или снижение тарифов не является существенным фактором при принятии авиакомпанией решения о выполнении полетов. Например, в Пулково есть иностранные авиакомпании, те же Turkish Airlines или Emirates, которые выполняют лишь один рейс в день и, видимо, считают их рентабельными. В первую очередь авиакомпания принимает решение исходя из спроса и загрузки рейса», – уверен собеседник «Фонтанки».

В городе не оставили без внимания и саму «Россию». Александр Головин сообщил, что стратегию авиакомпании также пересмотрят: «Она была утверждена советом директоров, несмотря на несогласие города. Стратегию надо править. Для этого уже создана группа при Минтрансе».

http://www.fontanka.ru/2016/05/05/106/

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Апрель 24, 2024 - 22:38

Прямые рейсы «России» (Группа Аэрофлот) свяжут Санкт-Петербург и Алматы с 1 июня.

 

Апрель 21, 2024 - 09:44

Авиакомпания Etihad Airways, национальный перевозчик Объединенных Арабских Эмиратов, сообщила о возвращению к нормальному режиму работы после сбоев, вызванных аномальными природными условиями.

 

Апрель 19, 2024 - 09:09

«Россия» (Группа Аэрофлот) расширила полетную программу из Сибирского авиатранспортного узла в Хабаровский край в рамках летнего расписания.

 

Апрель 17, 2024 - 15:11

Частота полетов «России» (Группа Аэрофлот) из Санкт-Петербурга в Калининград увеличится до шести рейсов в день.