Прав или не прав «Пегас Туристик»? Юристы дали правовую оценку действиям туроператора

Похоже, наступающий осенне-зимний сезон пройдет под знаком пересмотра отношений между туроператорами и розницей. В августе вскрылся конфликт между «Корал Тревел» и УК сетей, который докатился до ФАС, и вот очередную бурю в агентской среде вызвали инициативы другого крупного туроператора – «Пегас Туристик» – об изменениях условий сотрудничества.
Пятничная новость об этом стала одной из самых обсуждаемых на сайте TourDom.ru. Оказалось, что масштаб проблемы действительно очень серьезен. Складывается впечатление, что оператор переводит всю розницу на новые безопасные для себя схемы, в противном случае вне зависимости от ценности партнера фактически указывает ему на дверь. Поскольку «Пегас» – один из ключевых операторов, особенно в регионах, такое резкое закручивание гаек вызывает недоумение и протест розницы. Тем более что многие считают размеры требуемых депозитов завышенными. Кроме того, возникают вопросы – например, какие новые гарантии своей надежности готов предоставить сам туроператор агентствам, которые решатся заморозить деньги на одном из многочисленных юрлиц поставщика? Розницу волнует и аспект законности действий туроператора

Насколько законны требования «Пегас Туристик» к рознице и как агентствам отстоять свои права?

Под занавес лета в агентской среде возникло большое волнение, если не сказать возмущение: «Пегас Туристик», крупный туроператор, в некоторых регионах безальтернативный заказчик рейсов, разослал своим розничным партнерам письмо с условиями переоформления договоров, в котором между строк читается поспешное перекладывание ответственности на них. Копия письма, попавшая в редакцию TourDom.ru, касается такой схемы сотрудничества, как договор поручительства, обязывающий партнера предоставить подробнейшую информацию о финансах и имуществе собственников или директора. После публикации новости агентства добавили редакции подробностей. Оказалось, что многие ранее получили подобные уведомления, а некоторым было предложено выплатить депозит – суммы назывались до 1,5 миллиона рублей, в противном случае «Пегас» отказывался от продолжения сотрудничества с ними на прежних условиях. Представители агентств выразили негодование такими «поборами», утверждая, что туроператор за счет розницы решает свои финансовые вопросы, а сам, в свою очередь, не предоставляет никаких дополнительных гарантий надежности.

Не успокоил розницу и комментарий руководителя компании Анны Подгорной, которая в интервью редакции TourDom.ru отметила, что ничего сверхъестественного не произошло. Оператор просто напомнил агентствам о договоре от декабря 2013 года, в котором все эти условия уже были прописаны.

«Пегас» тоже можно понять. Имея огромную агентскую сеть, компания наверняка столкнулась с участившимися случаями разорений розничных партнеров, не сумевших расплатиться с клиентами и передавших «по наследству» свои долги туроператору. Но, видимо, особенность ситуации в том, что если раньше диктат со стороны «большого брата» – туроператора воспринимался как само собой разумеющееся и не поднимал агентства на восстания, то после краха «Лабиринта», также относившегося к «крупняку», непопулярные односторонние меры поставщиков стали явно раздражать агентства. «Пегас» это не учел, и его попытка срочно перевести все агентства на безрисковые для себя схемы, похоже, оказалась последней каплей на чаше терпения агентств. Можно предположить, что в преддверии сложного сезона туроператор рискует потерять лояльность части розницы в тех регионах, где у него есть сильные конкуренты, – прежде всего в Москве и в городах-миллионниках.

Как бы то ни было, у агентств остаются вопросы к поставщику относительно законности его действий. Кроме того, многие не понимают, какие последствия их ждут в случае, если они все-таки согласятся на такие новые для себя методы, как внесение депозита туроператору. За разъяснениями мы обратились к специалистам. Оказалось, что в некоторых случаях агентства имеют право на прежние условия работы, если период действия их договора не истек или же если им поможет ФАС.

Далее читайте комментарии юриста, адвоката Ильи Тугуева, а также начальника правового отдела Ростуризма.

Адвокат Илья Тугуев отвечает на вопросы HotLine.travel

– Насколько законны требования туроператора к розничным партнерам по внесению депозита или заключению договора поручительства? Не противоречит ли это действующему законодательству?

Илья Тугуев (далее И. Т.): Договор поручительства – это нормальная практика отношений между организациями, которая, как и депозиты, допускается действующим законодательством. Вызывает вопросы форма передачи депозита. Возможно, она требует корректировки.

– Однако тем агентствам, которые не внесли депозит и не заключили договор поручительства, предлагается продолжить работу по договору купли-продажи. Агентства волнуются, что на практике это будет означать возврат к серым схемам.

И. Т.: Нельзя однозначно утверждать, что «Пегас» склоняет агентства к серым схемам работы, поскольку формально агенту все же предоставлен выбор между депозитом, договором поручительства и договором купли-продажи.

– Гипотетически что происходит с депозитом агентства в случае банкротства поставщика?

И. Т.: Для возврата денежных средств, внесенных в качестве депозита, агентству следует обращаться в суд. Надо учитывать, что если у оператора несколько юрлиц и договор заключен с одним из них, то в случае его банкротства финобязательства к другим юридическим лицам того же поставщика не переходят.

– Вместе с договором поручительства агентство обязано предоставить «Пегас Туристик» сведения о счетах и имуществе поручителей. Законно ли это требование?

И. Т.: Оператор имеет право требовать персональные данные и информацию о финансах и имуществе поручителей. Единственное, необходимо указать в договоре обязанность «Пегаса» не передавать эту информацию третьим лицам.

– Турагенты опасаются, что в случае банкротства туроператора, не получив возмещение от страховой компании, пострадавшие туристы могут обратиться за возмещением к поручителям.

И. Т.: Здесь опасаться нечего. В таком случае туристы не имеют права требовать с поручителей покрытия разницы между суммой, потраченной на приобретение тура, и суммой возврата от страховой компании по фингарантии туроператора.

– Что вы посоветуете агентам, которых не устраивают новые условия работы с туроператором?

И. Т.: Если агента не устраивают новые условия сотрудничества, он имеет полное право не подписывать договор и отказаться от продолжения работы. Но в тех регионах, где «Пегас» является монополистом по предоставлению той или иной услуги, агентство может через ФАС на основе антимонопольного законодательства добиться возврата к прежней форме сотрудничества.

Судя по всему, «Пегас» ужесточает политику работы с агентствами, поскольку хочет минимизировать ущерб от неисполнения агентами своих обязательств. Как один из инициаторов обращения в Конституционный суд по поводу отмены ст. 9 Закона «Об основах туристической деятельности» «Пегас» отстаивает право отказываться от исполнения обязательств перед туристом в тех случаях, когда тур был оплачен туристом, но не оплачен агентством.

 

Начальник правового управления Ростуризма И. В. Арахамия так прокомментировала инициативы туроператора:

– Туроператор вправе принять меры для обеспечения безопасности своей деятельности. Дело в том, что по закону за исполнение обязательств перед туристом отвечает туроператор. В последнее время участились случаи обращения в суд туристов, подписавших договор с агентством и оплативших тур, но не улетевших по той причине, что агентство своевременно не перечислило деньги туроператору. Суд в таких случаях встает на сторону туриста и принимает решение взыскать стоимость тура с туроператора. Туроператор, в свою очередь, может обратиться с регрессивным иском к агенту. Но, как показывает практика, взыскать с агентства обычно нечего.

На самом деле те агентства, у которых на настоящий момент есть действующий договор с «Пегасом», имеют право не подписывать никаких дополнительных соглашений. Их договор будет действовать до окончания срока. Отказ от дополнительных соглашений не несет никаких последствий для сотрудничества с туроператором.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Декабрь 11, 2023 - 14:44

Плеваться - нехорошо. За плевок на улице в части стран мира штрафуют. Хрестоматийный пример со штрафаии за плевки и жевачку - Сингапур.

 

Декабрь 8, 2023 - 21:26

Работодателей обязали оплачивать работникам при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные -

 

Декабрь 7, 2023 - 17:34

Минэкономразвития предлагает учредить почетное звание "Заслуженный работник туризма Российской Федерации". Его включат в государственную наградную систему.

 

Декабрь 7, 2023 - 17:25

Минэкономразвития России объявило конкурсный отбор на предоставление регионам единой субсидии на туризм на 2024 год в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».