Последние 96 фуэте в Савонлинне

В финской Савонлинне завершился Международный оперный фестиваль, а с ним - и уникальный проект St-Petersburg - Savonlinna Ballet Days.

Зрители знают только финальную часть "балетных дней" в Финляндии - восхитительный гала-концерт, который уже четырежды собирал звёзд мирового балета, в первую очередь - русского. Но главным здесь была "закулисная" часть Ballet Days: мастер-классы русских педагогов для десятков финских и российских подростков - учеников балетных школ. "Фонтанка" побывала за кулисами проекта и увидела его блестящий, хоть и немного грустный финал.

После гала-концерта публика не отпускала артистов больше получаса. Звезда петербургской Мариинки Виктория Терёшкина крутила, наверное, уже не 32 фуэте Одиллии, а все девяносто шесть. Её сменял в полёте по сцене звёздный партнёр Владимир Шкляров. Антоний в третий раз летел по сцене с Клеопатрой на руках - и зрители взрывались аплодисментами обворожительной Ирине Перрен и неподражаемому Марату Шемиунову, солистам Михайловского театра. Когда в третий раз вышли на бис блестящие Анастасия и Денис Матвиенко в образах Китри и Базиля, зал просто взревел. Премьер Национального балета Нидерландов Реми Вортмайер повторял свою "шутку" - остроумный номер собственного сочинения на музыку Оффенбаха. Оксана Кучерук, прима Балета Бордо, наверное, надолго запомнится зрителям как "женщина в красном", выделывающая немыслимые па под грозовые раскаты Вивальди и Ванессы Мей. Солистка Большого Ксения Жиганшина, Олег Марков и Наталья Поворознюк - звёзды театра Бориса Эйфмана с их дуэтом из "Анны Карениной" - зрители никого не хотели отпускать. А время шло к полуночи, и на сцене пора было начинать превращения, почти как в "Золушке" с примой театра Станиславского и Немировича-Данченко Елизаветой Чепрасовой и премьером Мариинки Филиппом Стёпиным. Звёздный гала-концерт Dance Open заканчивался, к утру балетная сцена в крепости Святого Олафа в Савонлинне снова должна была стать оперной.

Гала-балет

В мире хорошо известен Международный оперный фестиваль в Савонлинне, которому уже больше сотни лет. Фестиваль балета Dance Open гораздо моложе, он начался 12 лет назад в Санкт-Петербурге с серии мастер-классов для юных танцовщиков. Но дорос до мирового балетного форума: за эти годы на его сцене выступили труппы 28 ведущих театров из 13 стран мира.

И вот 3 года назад эти два события объединились: организаторы оперного фестиваля пригласили звёзд Dance Open выступить в Савонлинне. Русский балет под сводами средневековой крепости произвёл такое впечатление на зрителей, что в 2012-м родилось отдельное культурное явление: балетные дни Петербурга и Савонлинны.

Если бы проект ограничился звёздным гала в крепости, он мог бы так и остаться "приложением" к оперному фестивалю. Но Dance Open внёс в него свою философию - и "Балетные дни" стали явлением европейского масштаба.

- В прошлом году мы приглашали Лючию Лакарру, это сегодня, по-моему, ведущая балерина в мире, - рассказывает Дария. - Когда она вошла в этот замок, видно было, что у неё зашлось сердце: "Я никогда не танцевала в средневековом замке!". А в этом году приехал солист Национального балет Нидерландов Реми Вортмайер. Теперь он говорит: давайте придумывать что-то вместе и дальше.

Избалованные танцовщики готовы терпеть "временные трудности", которые неизбежны, если танцуешь в старой крепости. Всё-таки личная гримуборная в театре и столик с загородочкой в крепостных стенах - не одно и то же. Но артисты и фестиваль идут навстречу друг другу, как могут.

- В этом году, например, у нас приехали с артистами 4 младенца и, соответственно, 4 няни, - говорит Дарья Донова. - И ещё маленькая собачка. А что делать? Её хозяйка - блестящий концертмейстер, с ней хотели работать педагоги, а она никуда не ездит без собачки.

Однако гала-концерт, собравший звёзд балета, - только блестящее завершение достаточно тяжёлой работы. Потому что главное - это уроки от мастеров, которые получают во время Ballet Days ученики российских и, в первую очередь, финских балетных школ. Первый этап мастер-классов проходил весной в Петербурге, летом началась вторая часть программы - самая долгожданная.

Мастера и классы

Школа искусств маленького города Савонлинна - это большое здание с роскошными классами и буфетом, где предусмотрено "балетное" меню. Финны вообще очень любят балет. Правда, отношение к тому, что у нас называется "балетным образованием", тут совсем не такое, как в России. Разницу между русскими и финскими танцовщиками на занятиях можно увидеть сразу. Наши, хоть бы и самые маленьккие, на автомате даже пальцы на руке вытягивают "по-балетному". А ко многим финским девочкам с русскими балетными мерками и не подойдёшь. И ничего - танцуют, никто их из школы не гонит.

- У нас считается, что если ты идёшь учиться балету, то ты идёшь учиться Балету! - объясняет Дарья Донова. - А в Финляндии дети идут учиться плавать, рисовать - ну и заодно балету. Но финны стремятся своё балетное образование развивать. И мы привозим к ним лучших российских педагогов.

Для финских студентов попасть на русские мастер классы - это награда, дети за неё борются весь год. Их родители, правда, не всегда в восторге: июль, у многих отпуск, надо ехать на тёплое море. Но всё-таки едут с детьми в Савонлинну.

- Это часть программы Евросоюза по приграничному сотрудничеству, - объясняет Дарья Донова. - Её идеология в том, что люди, живущие по обе стороны границы, должны налаживать связи people to people. Несколько ребят у нас участвовали в двух проектах. И было видно, что между ними человек работал. Педагоги, которые видели девочку в прошлом году и в этом, говорят, что она очень сильно выросла. Дети тут получают такой заряд, такую установку на работу, что понимают, зачем стоять у станка и терять столько сил и пота.

Мария Аллаш

Сини Руохомаки 14 лет, она учится в Хельсинкском хореографическом институте и мечтает, как говорит её мама, Вирпи, о профессии балерины.

- Хотя пока балет - это всего лишь её увлечение, - добавляет Вирпи, которая ждёт дочку в коридоре школы. - Сини очень хотела попасть на уроки с русскими педагогами. Она получает огромное удовольствие от занятий, это уроки очень высокого качества.

Сини занимается в классе, где с детьми работает Мария Аллаш - прима Большого театра и балетмейстер ГИТИСа. Девочки старательно повторяют каждое движение балерины. Мария останавливается, показывает снова. И снова. Подходит к одной ученице - поправляет руку, что-то шепчет тихонько другой.

- Девочки хорошие, - делится она с "Фонтанкой" после занятия. - Выученные, очень внимательные, любое замечание ловят на лету, а что самое приятное - они его помнят на следующий день. Я могла бы назвать несколько девочек, у которых есть хороший шанс стать профессиональными балеринами.

Конечно, признаёт Мария, не все станут танцовщицами. Ну и что?

- Те, кому не дано этого, занимаются просто для удовольствия, - улыбается она. - Всё равно уроки балета даром не пройдут. Даже просто классическая музыка - это уже хорошее воспитание. Ну и, наконец, осанка, фигура. Танец даёт раскрепощение, развивает артистические данные. Есть очень выразительные девочки, которые, может быть, не попадут именно в балет из-за каких-то своих физических данных, но найдут себя в другой творческой профессии.

Антон Корсаков

Руслан Сенюшкин - будущий танцовщик из Петербурга. И это видно даже не по тому, как он встаёт у станка, а просто по осанке и походке юноши. Но и он стремился попасть на "балетные дни".

- Конечно, у меня в Петербурге великолепные педагоги, - улыбается он. - И многому из того, что дают здесь, учат и у нас. Но всё равно я здесь получаю кое-что новое. И всё-таки лето, многие отдыхают, а надо не потерять форму. И тут педагоги подчищают нам какие-то огрехи.

Руслан занимался в классе с Антоном Корсаковым - солистом Мариинского театра. Ученикам и ученицам Антона пришлось нелегко: молодой премьер сгонял с них семь потов.

- Мы даже удивлялись поначалу, насколько всерьёз Антон относится к этим урокам, - говорит о нём Дарья Донова. - Он выжимает учеников, как лимоны!

Антон Корсаков - из тех, кто считает, что "для удовольствия" в балете тратить время не стоит.

- Нужно сразу отбирать способных, чтобы не ломать детям судьбу, - уверен он. - Балет - не самый лёгкий вид искусства. Я сразу вижу, кто останется в балете. И таким с самого начала урока стараюсь уделить больше внимания. Вы это могли заметить.

На самом деле, заметить можно, что Антон с удовольствием работает со всеми. Перемежая английские "one - two - three" с шуточками по-русски, он подгоняет по очереди сначала девочек, потом юношей.

- Ну, мужики, что вы - как первый день в балете? - останавливает он аккомпаниатора. Переводчица начинает фразу. Антон перебивает её со смехом: - Лучше скажите им - "второй день".

Его правило на уроках - чередовать напряжение с расслаблением.

- Это же дети, и здесь есть маленькие, - пожимает он плечами в разговоре с "Фонтанкой" уже после занятия. - После 30 минут нагрузок их мозг имеет право отдохнуть, поэтому я стараюсь говорить в шуточной манере.

Полина Рассадина

На её уроки особенно торопились финские дети. Полина Рассадина, солистка Мариинского театра, преподаёт характерный танец, которого в финской балетной школе не дают.

- Для характерного танца нужно внутреннее ощущение и желание танцевать, - делится она с "Фонтанкой". - В характерном танце другие движения, он даёт больше возможностей для самовыражения, для раскрытия, развития артистизма. В классике больше канонов, а в характерном танце главное - индивидуальность.

Для мастер-класса она подготовила элементы стилизованных русских, испанских и венгерских танцев.

Именно занятий характерным танцем больше всего ждала Элиса Ненонен. Она занимается балетом с 8 лет, сейчас ей - 17. Год она проучилась в профессиональной студии оперы и балета, ещё два - и она станет профессиональной балериной.

- Мне очень нравятся русские педагоги и их уроки, - признаётся Элиса. - Их, конечно, мало, хотелось бы больше, но мне кажется, что я меняюсь от одного урока к другому. Мне очень нравится русская школа балета, нравится изучать все детали, как держать руки… Эти манеры, это качество, какое-то совсем другое ощущение по сравнению с тем, чему учат нас. Наверное, можно сказать, что мне нравится чувствовать русский балет.

Дни балета завершаются двумя гала-концертами. Первый дают ученики: показывают, чему научились в своих школах и как отточили их навыки мастер-классы.

- Собственно, в этом - идеология проекта, - объясняет Дарья Донова. - Дети приходят, занимаются, а потом смотрят до чего можно дорасти.

"До чего можно дорасти", в этот раз показали 11 звёзд из шести ведущих мировых театров - Мариинского, Большого, Михайловского, театра Бориса Эйфмана, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко, Балета Бордо и Национального балета Нидерландов.

Превращение

Повторим, что Ballet Days в Савонлинне проходили в дни оперного фестиваля. И на один день оперная сцена должна была превратиться в балетную. А это, оказывается, непросто. Особенно если учесть, что сцена и зрительный зал - это "нутро" средневековой крепости.

- Всё это волшебство происходит за одну ночь, - рассказывает технический директор Международного фестиваля балета Dance Open Максим Баландин, который и отвечал за превращение. - Мы начинаем в полночь. Достраиваем сцену, удлиняем её - наращиваем 2 метра за счёт оркестровой ямы, потому что оперной сцены не хватает артистам балета, чтобы показать все их па и фуэте. И на сцене дополнительно устанавливаем ряд кулис, которые нужны артистам балета, чтобы готовиться к номерам. Рисунок кулис у нас подчёркивают кладку замка. Их вручную расписывали питерские художники-декораторы.

Пока одни "наращивают" в крепости сцену, другие работают со светом и строят декорации. Наверное, слово "строят" здесь не совсем подходит, но по-другому об этом и не скажешь: абсолютно все декорации созданы светом. Только световым рисунком, хотя в это трудно поверить, когда их видишь. И дворец, где Золушка встречает Принца, и палуба корабля из "Корсара", и лебединое озеро Одиллии с Зигфридом - всё только свет.

- Главное здесь - видеопроекция, - объясняет Максим. - Она идёт на стену замка. И когда мы, ещё готовясь к фестивалю, создаём рисунок, то стараемся учитывать специфику каменной кладки. Перед тем как делать это впервые, мы выезжали сюда, делали фотографии, прикидывали - как, что, какая цветовая гамма под какой номер подходит. И наши художники-декораторы, художники видеопроекции заранее всё это в Петербурге готовили.

Оборудование, позволяющее всё это воспроизвести, Максим называет "редким даже для наших дней". Таких мощных проекторов, говорит он, в России - несколько штук. Везти его нужно на отдельной машине. Ещё одна везёт в Савонлинну нарисованные кулисы. А вот с тем, как этот груз привезти уже на сцену, едва не возникли трудности: проходы в средневековой крепости как-то не рассчитаны на доставку видеопроекционного оборудования и театральных декораций.

- Так вот, - раскрывает секрет Максим, - с обратной стороны замка существует причал, о котором мало кто знает. И ходит паром с противоположного берега. Машина въезжает на него и разгружается уже в замке. Или мы перегружаем оборудование на паром и доставляем. В этот раз нам хватило двух таких рейсов.

На всю работу у Максима и его команды есть несколько часов. Около полуночи в субботу зал освобождает опера, а к 10 утра воскресенья всё должно быть готово к балету. Концерт начнётся вечером, но ещё надо всё окончательно отрепетировать с артистами.

И точно так же, за одну ночь, волшебство балета должно исчезнуть. Конечно, говорит Максим, ломать - не строить, но и времени на то, чтобы всё разобрать, - всего пара часов. Потому что с полуночи до утра понедельника точно так же должны поработать волшебники оперы, назавтра - спектакль фестиваля.

Конец проекта?

Гала-концерт прошёл блестяще - по-другому не сказать. Артистам пришлось уйти со сцены уже просто волевым порядком, иначе их просто не отпускали. На бис они выходили трижды. Юные танцовщики, ходившие ещё утром на последние мастер-классы, действительно, как говорит Дарья Донова, могли увидеть, "до чего можно дорасти".

Но эти Ballet Days были третьими - и последними. Проект приграничного сотрудничества, который инициировал и финансировал Евросоюз, завершён.

- Это был грант, который Евросоюз финансировал на 80%, сумма составляла 150 тысяч евро в год, - рассказывает Дарья Донова. - Ещё по 10% вкладывали оперный фестиваль в Савонлинне и мы - фестиваль Dance Open. В 2015 году гала-концерта, скорее всего, не будет. Просто не был объявлен сбор заявок на грант в силу сложившихся отношений между Россией и Евросоюзом.

Организаторы хотят надеяться, что всё-таки гуманитарные соображения возьмут верх над политикой.

- Весной, когда вся эта история с майданом, с Крымом была в разгаре, к нам на Dance Open приехал Тед Брансен - руководитель Королевского балета Нидерландов, - рассказывает напоследок Дарья. - И кто-то спросил у него, как это он не побоялся ехать в Россию. Он удивился и ответил, что культура всегда существовала для того, чтобы наводить мосты. Он никак не комментировал политику, только сказал, что приезжает в Петербург, потому что это столица мирового классического балета. И тогда ни одна труппа, на французы, ни американцы, ни голландцы, ни один солист не отказались приехать, не потребовали повышенных гонораров или пуленепробиваемых машин.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «События»

Март 29, 2024 - 09:35

Современные курорты на берегах Азовского, Балтийского, Каспийского, Черного и Японского морей и Байкала позволят миллионам россиян качественно и недорого отдохнуть, заявил президент РФ Владимир Путин на совещании по развитию курортных мест в рамках проекта "Пять морей и озеро Байкал".

 

Март 28, 2024 - 18:19

Обновленный график выставок в Эрмитаже в 2024 году.

 

Март 28, 2024 - 03:39

Премьера! Музыкальный спектакль «Приключения капитана Врунгеля»

 

Март 27, 2024 - 21:17

Великая княгиня Мария Павловна (1854 — 1920) — супруга третьего сына императора Александра II — великого князя Владимира Александровича, генерала от инфантерии, члена Государственного Совета, Президента Академии Художеств в 1876–1909 гг.