Подробный анализ изменений отраслевого законодательства от блоггера STP

В минувшие два дня блоггер STP Ольга Тимохина опубликовала на портале серию постов, в которых сделан детальный анализ готовящихся изменений в отраслевое законодательство.

«Считаю своим профессиональным долгом разобраться в этих поправках, так как убеждена, что в том виде, в котором они есть и, вдруг, будут приняты, у российского туризма очень сомнительное благополучное будущее», - пишет автор и приглашает коллег к дискуссии.

В первом тексте эксперт оценивает обсуждаемые поправки в целом и указывает на беспочвенность некоторых страхов. «Турагентства … принимают за чистую монету 500 000 руб., словно именно эту сумму надо где-то изыскать и куда-то внести, хотя речь идёт всего лишь о размере фингарантий», - обращает внимание Ольга Тимохина. В то же время предложения установить минимальный критерий для туроператоров в 100 000 туристов в год могут поставить вполне реальный крест на работе нишевиков, сетует автор.

Второй текст посвящён договорным отношениям между туристом, агентом и туроператором, а также анализу базовых понятий отраслевого закона, таких как туристский продукт, электронная путёвка, реестр договоров о реализации туристского продукта. «Пугает то, что нам могут навязать какие-то стандарты, не соответствующие реалиям. У многих есть годами отработанные договорные отношения с туристами, договора прошли не одну проверку контролирующих органов», - пишет Ольга Тимохина.

В третьем тексте блоггер задается вопросом о том, действительно ли необходимо на законодательном уровне делить турфирмы на ТО и ТА? «Все компании должны иметь право формировать турпродукт и предлагать любые туристические услуги, в том числе готовый турпакет (турпродукт), как бы это революционно не звучало», - заявляет Ольга Тимохина.

Фондам и фингарантиям посвящена четвертая запись, а тема чартеров, отчётности и проверок рассматривается в пятом тексте. Серию публикаций, посвящённых поправкам, завершает пост, в котором эксперт резюмирует сделанные выше замечания и сводит их в единый перечень предложений для законодателей.

Открываю серию постов, посвященную анализу поправок к отраслевому закону и моим представлениям о том, по какому закону хотелось бы работать.

Прочитав на несколько раз поправки по порядку и выборочно, знакомясь уже почти 3 недели с мнениями экспертов на Едином портале, представляющих интересы, в основном, маленьких и средних турагентств,  туроператоров-нишевиков, сделала следующие выводы:

С одной стороны, в поправках присутствуют некоторые новшества, кажущиеся, на первый взгляд, передовыми, но не способствующие быстрым реформам, что крайне нам необходимо (например, электронная путевка и реестр договоров, без сомнения, этот процесс задержат на неопределенное время), или мало выполнимые и бесполезные  с точки зрения защищенности туристов (например, прогнозируемые показатели количества туристов на следующий год).

С другой стороны, в законе остаются явно неудачные и не оправдавшие себя инструменты. Например, сохранение фингарантий туроператоров, которые при введении  фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма становятся  лишними, впрочем как и фонд Турпомощи, основанный на несправедливом пополнении за счет средств тех, кто не несет чартерные риски, и расходовании этого фонда для спасения туристов безграмотных и авантюрных туроператоров или туроператоров-мошенников (это не будем сбрасывать со счетов, хотя, чаще срабатывает первый сценарий).

Эксперты высказываются по принципу «каждый кулик хвалит (перефразирую – «защищает») свое болото»:

Турагентства искренне не понимают, почему порядок хотят  навести в их королевстве и принимают за чистую монету 500 000 руб., словно именно эту сумму надо где-то изыскать и куда-то внести, хотя речь идет всего лишь о размере фингарантий. Ведь никто из туроператоров не платит 30 000 000 рублей или 100 000 000 рублей! Оплачивается страховка, покрывающая эти фингарантии, и это только определенный процент от этой большой суммы. Даже туроператоры с банковскими гарантиями не вносят депозиты, а договораиваются с банками (во всяком случае, так они говорят в прессе). Поэтому большинство мнений небольших или даже средних турагентств – наивны и неконструктивны, хотя встречаются и очень толковые рассуждения.

Нишевые операторы, специализирующиеся на узких направлениях, по большей части экзотических индивидуальных, озабочены несправедливым бременем, которым являются неподъемные фингарантии и обязательное членство в Турпомощи, средства которой почти израсходованы только на туроператоров, занимающихся чартерными рейсами. Нишевиков беспокоит реальное отсутствие поддержки мелкого и среднего бизнеса. Установить минимальный критерий для туроператоров в 100 000 туристов – это же неслыханно! Представители разных регионов говорят о гораздо меньших количествах – 800-1 000 человек в год. Ну даже, если у столичных средних фирм может быть 5 000 индивидуальных туристов в год, пусть даже 10 000, согласитесь, это в разы меньше, чем заявленный минимум. Нишевиков просто  и безжалостно выбрасывают за борт, не думая о том, что ни один крупный туроператор не сможет их заменить. Наверное, лучше, чтобы крупные туроператоры перетянули на себя все туристические одеяла, их риски еще более возросли, а под ударом оказались и те, кто заказывает сложные, индивидуальные, специализированные, экзотические туры.

Крупных операторов среди экспертов замечено не было. 

Осмелюсь взять на себя роль эксперта, который посмотрит на поправки к отраслевому закону глазами всех участников рынка, потому что (не сочтите за рекламу или самопиар, подробную информацию даю ради подтверждения компетенции):

1.      Я работаю в фирме, которая основана в 1995 году и до сих пор работает под одним и тем же названием, не прибегая к закрытию-открытию новых созвучных фирм, имеет опыт работы и как турагентство ( в том числе имели 2 офиса продаж), и как туроператор, участвовавший в чартерных программах с 1996 по 2011 год, и как  действующий туроператор-нишевик. Если мы и не можем примерить какую-то корону, то только в части количества отправленных туристов за рубеж по турпакетам– наш максимальный рекорд почти 10 000 туристов в год (без учета билетов и отдельных услуг).

2.       У меня нет профессионального туристического образования (основное – гуманитарное, специализация – всеобщая история). Однако, в этом году мой стаж в туризме достиг 20 лет. За это время я приобрела большой опыт методической работы с турагентствами, проведения семинаров, составления и проведения рекламно-информационных туров, опыт работы с прямыми клиентами по продаже и простых пакетных туров, и сложных индивидуальных туров, продвигаю информационные услуги в туризме, изучаю смежные с туризмом отрасли.

Таким образом, хочу подчеркнуть, что имею представление о всех сферах деятельности в туризме не понаслышке. А, прежде чем, высказывать свое мнение, считаю своим профессиональным долгом разобраться в этих поправках, так как убеждена, что в том виде, в котором они есть и, вдруг, будут приняты, у российского туризма очень сомнительное благополучное будущее.

В следующем посте начну анализировать конкретные поправки, но уже в этом определимся со всеми пунктами, которые требуют обсуждения, вызывают споры, неприятие, нравятся, не нравятся, разумны, бессмысленны, опасны, конъюнктурны,  не решают проблемы, ведут в тупик и т.д.

Получился такой своеобразный ТОП-20.

(часть 2)

1.       Туристский продукт
2.       Электронная путевка
3.       Договор о реализации туристского продукта (= электронная путевка)
4.       Реестр договоров о реализации туристского продукта (= реестр электронных путевок)
5.       Реализация туристского продукта дистанционным способом
6.       Договор между туроператором и турагентом

(часть 3)
7.       Федеральный реестр турагентов
8.       Авторизованные турагенты
9.       Соответствие должностного лица туроператора/турагента требованиям к деловой репутации
 

(часть 4)

10.   Размер финансового обеспечения туроператоров/турагентов
11.   Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма 
12.   Договор фрахтования воздушного судна или части воздушного судна туроператором
13.   Экстренная помощь
14.   Резервный фонд для оказания экстренной помощи туристам, находящимся за рубежом, при прекращении (приостановке) деятельности туроператора.
 

(часть 5)
15.   Учет и отчетность туроператоров в сфере выездного туризма
16. Нормативное соотношение собственных средств (капитала) туроператора и принятых обязательств.
17.   Прогнозируемый показатель количества туристов на следующий год
18.   Общая годовая цена туристского продукта в сфере выездного туризма
19.   Систематические нарушения туроператором существенных условий договора с туристом
20.   Ежегодные плановые проверки и внеплановые проверки

Коллеги, очень интересно ваше мнение. Оставляйте комментарии, даже, если не согласны с моим мнением. В споре рождается истина.

Единственный момент, что комментировать могут только зарегистрированные пользователи.

http://www.sibtourport.ru/blogs/%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0-%D1%82%D0...

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Декабрь 11, 2023 - 14:44

Плеваться - нехорошо. За плевок на улице в части стран мира штрафуют. Хрестоматийный пример со штрафаии за плевки и жевачку - Сингапур.

 

Декабрь 8, 2023 - 21:26

Работодателей обязали оплачивать работникам при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные -

 

Декабрь 7, 2023 - 17:34

Минэкономразвития предлагает учредить почетное звание "Заслуженный работник туризма Российской Федерации". Его включат в государственную наградную систему.

 

Декабрь 7, 2023 - 17:25

Минэкономразвития России объявило конкурсный отбор на предоставление регионам единой субсидии на туризм на 2024 год в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».