В связи со сложившейся в туризме ситуацией, связанной с коронавирусом COVID-19, Аналитическая служба АТОР приводит ряд цифр и выкладок, свидетельствующих о месте и роли туроператоров в организации отдыха россиян, а также о доле организованного туризма в различных сегментах рынка.
Согласно агрегированным данным регионов РФ, в 2019 году Краснодарский Край посетили 17 млн туристов, Крым – 7,4 млн туристов, а регион Кавказских Минеральных вод – 609 тыс. туристов. Совокупно в этих трех южных регионах России отдохнули 25 млн человек.
По оценкам ведущих туроператоров, ни в одном из этих трех регионов доля организованного туризма в 2019 года была как минимум на уровне 20% от общего потока. Соответственно, каждый пятый турист (т.е. 5 млн человек) на курорты Российского Юга в 2019 году был отправлен туроператорами.
С учетом экскурсионного турпотока количество поездок россиян, совершенных через туроператорские компании в 2019 году, по оценкам Аналитической службы АТОР, достигло цифры в 5,5 млн.
Росту доли туроператоров на внутреннем рынке помогают, прежде всего, крупные многопрофильные туроператорские компании, которые масштабируют апробированные «поточные» технологии выездного туризма на Россию.
Напомним, согласно данным Пограничной службы ФСБ, всего в 2019 году россияне совершено 48 072 285 поездок в 176 зарубежных государств и территорий (исключая Белоруссию, так как она в пограничной статистике не фигурирует). Это на 7,9% больше, чем в 2018 году (44 551 092).
Общая цифра количества поездок россиян за рубеж, тем не менее, не отражает объем именно туристических поездок за рубеж, то есть совершенных с целью отдыха.
Так, на поездки в страны постсоветского пространства (преобладают визиты с частными целями, в т.ч. поездки граждан РФ из соответствующих национальных диаспор, а также приграничные перемещения с целью шопинга и коммерции) приходится 30,6% всех зарубежных поездок из России. На этих направлениях туроператоры не занимают сколько-нибудь значительной доли, за исключением, разве что, Белоруссии и Абхазии.
Еще 23% от общего объема зарубежных поездок – это в массе своей нетуристические поездки в приграничные с Россией зарубежные страны (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Китай и Монголия). Здесь позиции туроператоров также не сильны, за исключением китайского острова Хайнань.
Основная же масса всех заграничных туристических поездок россиян с целью отдыха (как пляжного, так и экскурсионно-познавательного) приходится на 30 самых популярных направлений дальнего зарубежья (стран, не граничащих с Россией). В эти 20 стран в 2019 году россиянами (как самостоятельно, так и через туроператоров) было совершено 20 674 000 поездок.
Здесь совокупная доля туроператоров в 2019 году составляет 58,8% от всех совершенных россиянами поездок. То есть, организуя поездку с целью отдыха в популярные зарубежные страны, шесть из десяти россиян обращаются к услугам турагента и туроператора.
Всего по 30 самым популярным зарубежным направлениям отдыха (и «зимним», и «летним», и «пляжным», и «экскурсионным») через туроператоров в 2019 году россиянами было совершено 12,2 млн поездок (см. рис.1).
В лесятку самых массовых по объемам турпотока туроператорских направлений входят Турция, Таиланд, Кипр, Тунис, Греция, ОАЭ, Испания, Вьетнам, Италия и Болгария.
Рис. 1. Количество отправленных через туроператоров туристов по 30 популярным зарубежным направлениям (тыс. человек)
Источник: Аналитическая служба АТОР
Ключевые для туроператоров направления – направления массового пляжного отдыха. Из-за особенностей климата на большей части территории России, отдых в теплом климате у моря является жизненным приоритетом и насущной, иногда медицински обусловленной, необходимостью для огромного количества россиян – особенно для семей с детьми.
Неудивительно, что из 12,2 млн поездок через туроператоров 11,5 млн (или 94%) – это поездки с целью пляжного отдыха на море. 76,5% таких поездок совершается в летний сезон (с мая по октябрь), 23,5% - в зимний сезон (с ноября по апрель).
За счет чего высок спрос на услуги туроператоров? Для того, чтобы предоставить россиянам конкурентоспособный по цене турпродукт, туроператорские компании:
- ведут собственный контрактинг отелей на ключевых массовых пляжных направлениях, что дает им возможность иметь преимущество перед глобальными системами бронирования (особенно ярко это проявляется в Турции). Большое количество отелей предлагается только туроператорами, не присутствуя в глобальных системах бронирования.
- создают собственные принимающие компании со штатом гидов, экскурсоводов, транспортным парком (иногда достигающим нескольких тысяч единиц автобусов),
- фрахтуют чартерные рейсы или берут блоки мест у регулярных перевозчиков по специальным туроператорским тарифам, снижая таким образом стоимость перелета в страну отдыха.
Все это дает туроператорским компаниям возможность предоставить россиянам сбалансированный по цене доступный комплексный продукт, включающий перелет, трансфер, проживание и питание.
Туроператоры в России сегодня играют большую социальную роль, позволяя миллионам людей, в том числе семьям с детьми, отдохнуть у моря по приемлемой для них цене. Особенно велика значимость туроператорских предложений в регионах: из множества регионов России добраться до популярных курортов можно только на чартерах, которые ставят туроператоры.
В итоге, доля туроператоров на самых массовых пляжных направлениях колеблется от 50 до 90% (см рис. 2.).
Рис.2. Доля туроператоров в общем выездном турпотоке по 30 популярным зарубежным направлениям.
Оценка: Аналитическая служба АТОР
Как можно видеть из рис.2, наиболее велика доля туроператоров в общем российском турпотоке (70-90% от общего потока) в Тунисе, Турции, Греции, на Кипре, в Иордании, во Вьетнаме, карибских странах (Куба, Доминикана, Мексика), на экзотических островах Индийского океана (Мальдивы, Сейшелы).
Самостоятельное бронирование по этим направлениям в подавляющем большинстве случаев гораздо менее выгодно по цене (яркий пример – регион Антальи в Турции) или, вместе с этим, еще и более сложно осуществимо (островная экзотика).
От 50 до 60% общего турпотока формируют туроператоры и на таких массовых направлениях, как Таиланд, Болгария, ОАЭ, Черногория, Индонезия, Индия (Гоа), Шри-Ланка. Здесь также играет большую роль привлекательность самой идеи «пакета» услуг по приемлемой цене.
Сохраняют значительную долю туроператоры и на западноевропейских направлениях – таких, как Италия, Испания, Хорватия и др.
В 2020 году рост объемов реализованных турпутевок по зарубежным направлениям, по прогнозам Аналитической службы АТОР, мог составить до 7-10% по сравнению с 2019 годом.
Очевидно, что эти прогнозы уже не сбудутся, а падение объемов рынка будет весьма серьезным. Уже сейчас практически полностью остановлено раннее бронирование лета, спад по I кварталу прогнозируется в районе 50% от значений прошлого года.
Как бы то ни было, сегодняшний кризис, вызванный коронавирусом и вынужденной приостановкой операций туроператорских компаний из-за эпидемиологической обстановки в мире, заставит отложить, изменить или вовсе отменить планы на отдых, как минимум, у более чем десятка миллионов человек в России.
Совокупная доля туроператоров на российском туристическом рынке (если брать в совокупности и внутренний, и выездной туризм по массовым направлениям) составляет 37,7%. Таким образом, около 40% российских граждан, планируя свой отдых в России или за рубежом, пользуются услугами туроператорских компаний.
Фото: Вестник АТОР