Почему японцы не хотят отдыхать?

Япония известна таким явлением, как кароси – буквально «смерть от чрезмерной работы».

Физические или психологические факторы, вынуждающие работать сверхурочно, приводят к тому, что человек не успевает отдыхать и может умереть от инфаркта, инсульта, или же покончить с собой. Учитывая это, как японцы относятся к отпускам и выходным?

Работники не могут взять выходные в удобное время

Главные периоды отдыха в Японии – это Новый год, праздник О-Бон в середине августа и т. н. «Золотая неделя» – ряд национальных праздников, которые приходятся на конец апреля и начало мая.

Согласно данным опроса, проведенного в марте 2017 года компанией Macromill, около 60% работников хотели бы иметь в «Золотую неделю» девять выходных подряд.

Некоторые респонденты не хотели бы выходных подряд вообще, или же меньшее количество, и в среднем желаемое количество продолжающихся выходных составило семь дней. Однако же на вопрос, сколько дней подряд они в действительности отдыхали, обычно отвечали, что было всего пять выходных дней.

Другой опрос Macromill показывает, что 53,2 % работников хотят от 7 до 13 дней летнего отпуска. В действительности же количество выходных в этот период составило 6,2, или менее половины наибольшего желаемого количества.

Япония – худшая из стран по возможности оплачиваемого отпуска

В Японии работники в 2016 году в среднем имели право получать 18,1 дня оплачиваемого отпуска, согласно Общему исследованию условий труда, проведенному в феврале 2017 года Министерством здравоохранения, труда и благосостояния Японии. Однако в действительности они брали 8,8 дней, или 48,7% полагающихся выходных. Объясняли они это по-разному – «было бы странно брать выходные, когда другие этого не делают», «брать выходные в такой атмосфере сложно», «никто не может делать за меня мою работу», «обязанности не определены и не разграничены как следует, поэтому если меня нет на месте, отдел не может работать», «хлопотно подготовить работу так, чтобы её могли делать другие». Такие препятствия и вызывают ту огромную разницу между идеальным количеством выходных и реальностью.

Американская туристическая компания Expedia назвала Японию худшей из стран по возможности взять оплачиваемый отпуск в 2016 и 2017 годах, согласно опросу, проведенному в 30 странах. Эти результаты совпадают с данными компании Indeed в Показателе удовлетворённости работой 2016 года (на англ. яз.) по 35 странам, где японские работники менее всего довольны работой.

Показатель Indeed приводит и элементы удовлетворённости работой. На первом месте – баланс работы и жизни, после него идут другие, в том числе безопасность работы и вознаграждение за труд, поскольку работники стремятся чётко разграничить работу и частную жизнь. Результаты ясно показывают, что работники в Японии не удовлетворены работой в значительной степени из-за невозможности брать выходные для личных обязанностей и развлечений.

Баланс работы и частной жизни как ключевой фактор

По мере старения японского общества количество трудящегося населения неуклонно снижается. Сайто Таро из исследовательского института Ниссэй предсказывает, что трудящееся население уменьшится с 67 миллионов в 2016 году до 62 миллионов в 2026 году, то есть в среднем на 0,7% ежегодно.

При этом растёт количество работников, вынужденных заботиться о пожилых родителях. Вырастет и число людей, которые из-за тяжёлых болезней, таких как рак, не смогут работать на полной занятости, однако нуждаются в доходе для оплаты лечения. Несмотря на сокращение количества работающих, некоторые группы населения по-прежнему не имеют возможности в полной мере реализовать свой трудовой потенциал – например, женщины с маленькими детьми и пожилые люди.

Чтобы убедить людей участвовать на рынке труда и поощрять талантливых и увлечённых работников, необходимо создавать такие условия труда, в которых можно брать выходные без ущерба для себя. Компания Seven & I Holdings – одна из тех, где стараются работать в этом направлении. В ней целые отделы могут уходить в отпуск одновременно, чтобы обойти проблему чувства ответственности перед коллегами. Министерство здравоохранения также сообщает, что 16,8% компаний поощряют сотрудников брать оплачиваемый отдых, только не на поденной, а на почасовой основе. Хотя это пока не является повсеместной практикой, начало уже положено.

Хабу Сатико, ведущая вебсайт Nikkei DUAL для семей, где оба родителя работают, говорит: «Мы входим в эру, когда работников будут ценить за мысли, которые они вкладывают в свою работу, уровень продуктивности и другие подлинные ценности». Она уверена в том, что оплачиваемый отдых для удовлетворения частных потребностей приведёт к большей производительности и удовлетворенности работой. Эта позитивная взаимозависимость положительно влияет на всех работников, а не только на тех, которым нужна большая гибкость графика для ухода за родственниками или из-за других причин.

Обновление социальных связей за пределами места работы

На вопрос исследования Macromill о том, как работники хотели бы распорядиться своим летним отпуском, самыми частыми ответами было «отдохнуть дома», «провести время с семьёй» и «посетить могилы». В Японии по традиции на праздник О-Бон родственники собираются вместе и несут подношения на могилы предков. Местные праздники и другая деятельность также помогают возобновить межличностные и общественные связи. Если работник не может взять выходной, он теряет возможность завязывать и поддерживать социальные отношения.

Для людей, живущих в обществе, важны как работа, так и отдых. Время, проведенное вдали от работы, так же важно, как и то, которое потрачено на работу – это не просто время отдохнуть для того, чтобы снова включиться в работу. Однако его пока в должной мере не ценят в Японии. Учитывая важность отпуска, можно добиться реформ и в работе, и в жизни в целом. Настало для Японии время всерьёз заняться изменением отношения компаний к выходным.

Фотография к заголовку: Пассажиры на токийской станции Синагава идут на работу (предоставлено David Pursehouse)

(Английский перевод статьи Такаги Кёко на японском языке опубликован 16 марта 2018 г.)

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Информация, СМИ»

Октябрь 11, 2024 - 17:19

Представители турагентств из Белгорода, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Калининграда, Кемерово, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Перми, Самары, Саратова, Ставрополя, Тюмени, Уфы и Челябинска посетили с рабочим визитом Северную столицу в рамках информационно-ознакомительного тура по объектам новой туристкой географии.

 

Октябрь 8, 2024 - 17:57

С 4 по 6 октября Комитет по развитию туризма Санкт‑Петербурга провел пресс-тур для журналистов из Кувейта и Саудовской Аравии, целью которого является представление нашего города как многогранного туристского центра России.

 

Октябрь 7, 2024 - 15:39

Представители 40 ведущих туроператоров и турагентств Республики Казахстан посетили Северную столицу в рамках информационно-ознакомительного тура «Добро пожаловать в Санкт‑Петербург!», организованного Городским туристско-информационным бюро Комитета по развитию туризма.

 

Октябрь 3, 2024 - 16:43

Идеальный порядок царит на рабочем месте у медицинских сестер, продавцов и кладовщиков, а у сисадминов, дизайнеров и учителей чаще — творческий беспорядок.