Победа Росси над новоделом во дворе этнографического музея

Принцип Гиппократа «Не навреди» стал главным для членов Совета по культурному наследию Петербурга, собравшихся в понедельник на свое заседание. Эксперты одобрили минимальное вторжение в западный двор Михайловского дворца, занимаемого Русским музеем, и отказались поддержать проект Центра коллекций Российского этнографического музея в его дворе, а также концепцию приспособления бывшей ТЭЦ фабрики «Красное знамя».

Про 15-летнюю историю дворового проекта Русского музея мы подробно рассказывали на наших страницах. Четыре месяца назад совет со скандалом отверг план перекрытия западного, или «сервизного», двора Михайловского дворца на уровне первого и второго этажей, а также устройства пандуса для маломобильных посетителей вдоль южного фасада. Новшества были оценены как грубо нарушающие облик здания, построенного Карлом Росси.

С тех пор произошло два заметных события. Проект передали для переработки архитектурной мастерской «Литейная часть-91» Рафаэля Даянова. Под новый, 2017-й, год были наконец-то утверждены предметы охраны Михайловского дворца. Этот важнейший для любого памятника архитектуры документ содержит компромисс. Там сказано, что охраняется «конфигурация двора в плане». Такая формулировка позволяет перекрывать двор, но только так можно выполнить требование по устройству лифта для маломобильных.

Сама идея атриума, то есть создания над двором плоской крыши, которую не видно с земли, не вызывала возражений и прежде. Споры велись относительно перекрытий на уровне первого и второго этажей.

Даянов предложил оставить сплошное перекрытие между цокольным и первым этажами. В самом низу можно разместить рекреационную зону, на первом этаже - конференц-зал на 80 мест. Между первым и вторым этажами - построить стеклянное перекрытие. На этом же уровне строится небольшая стеклянная галерея, современный аналог той, которая существовала в XIX веке. По ней от лифта можно будет попасть в парадные академические залы. Вместо пандуса перед фасадом Даянов предложил вертикальный мини-лифт, который ведет на подземный этаж, где расположены кассы и гардеробы.

В ходе обсуждения эксперты высказались за отказ от любого перекрытия между первым и вторым этажами. Это позволит сохранить больше визуального объема двора. Возможно, публика на галерее будет мешать находящимся на лекции в конференц-зале, но необходимо минимизировать вторжение в памятник. «Будку» для лифта надо сделать из стекла: это дороже, чем из металла, но она должна быть «невидимой» для человека, находящегося перед фасадом Росси.

С этими поправками проект был одобрен большинством членов совета. Что касается второго, восточного, или «церковного», двора, то там не будет межэтажных перекрытий, только прозрачные площадки для выхода из двух лифтов. Поскольку работы по второму двору отложены на неопределенное время, совет решил вернуться к его обсуждению «по мере поступления».

Вопрос о Центре коллекций РЭМ обсуждали долго и бурно. Речь шла о здании бывших мастерских Михайловского театра, в буквальном смысле пристроенном к Мраморному залу. Оно было возведено в 1930 году хозспособом и резко контрастирует с окружением. В прошлом году мастерские выехали, РЭМ задумал создать там центр площадью 2,2 тыс. кв метров, в котором остро нуждается для показа и хранения огромных коллекций - 700 тысяч предметов.

Архитектурное бюро «Традиция» взялось за проект реконструкции здания. Правильнее говорить - полного сноса и нового строительства по современным требованиям, но в прежних габаритах.

Архитекторы представили четыре варианта фасадов, упражняясь в неоклассике и ар-деко. Совет посоветовал не соревноваться с Росси, а просто отремонтировать то, что есть.

В этот момент слово попросил архитектор Михаил Мамошин, который показал найденные им в архиве Русского музея «отчетные чертежи» Росси 1826 года. Из них следует, что на месте двора РЭМ существовал прачечный корпус Михайловского дворца. И его можно воссоздать. Правда, этому мешает закон, такое воссоздание на территории памятника считается новым строительством. Совет призвал власти всех уровней изменить закон. Но это уже не про РЭМ, которому срочно нужны «метры», тем более что под них обещаны федеральные деньги.

Рафаэль Даянов создал концепцию реставрации и приспособления ТЭЦ «Красное знамя». Фасады из низкокачественного бетона должны быть приведены в порядок к ЧМ-2018, этим собственник памятника займется в первую очередь.

Что касается предложений архитектора по дальнейшему использованию ТЭЦ: круглый объем (ресторан) - основной объем (торговля) - «торцовый» корпус (музей) при соотношении площадей 1:3:1, то их не стали рассматривать. Сначала нужно установить предметы охраны.

В финале совет решил сократить свою численность с 45 до 35 человек, чтобы легче собирать кворум из занятых людей.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.

 

Апрель 17, 2024 - 11:39

В музее-заповеднике «Павловск» завершилась реставрация бюста римского поэта. Исследователи расходятся во мнениях: одни полагают, что это скульптурное изображение Гесиода, другие – Сенеки.

 

Апрель 16, 2024 - 13:47

Военно-медицинский музей открывает выставку «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления».

 

Апрель 15, 2024 - 19:07

11 апреля в Екатерининском корпусе музея-заповедника «Петергоф» завершился первый этап воссоздания исторического образа одного из интерьеров — «Опочивальни».