За овербукинг авиакомпании оштрафуют в 10-кратном размере

Перед майскими праздниками, когда пассажиропоток возрастает, в Госдуме заявили о недопустимости продажи авиакомпаниями свыше 100% билетов на авиарейсы.

Депутат Госдумы Александр Четвериков намерен пресечь практику овербукинга российских авиакомпаний — когда продается больше билетов на рейс, чем имеется посадочных мест в авиалайнере. В связи с этим парламентарий подготовил поправки в статью 120 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В законопроекте четко прописаны обязательства авиакомпании в случае, если во время регистрации на конкретный рейс пассажиру не хватило места в самолете при условии, что у него на руках купленный билет.

Так, за отказ доставки пассажира по маршруту, указанному в билете, перевозчик уплачивает его 10-кратную стоимость и обязан предложить приобрести клиенту новый билет по публичной стоимости на ближайший рейс. Этот пункт не распространяется на ситуации, когда вылет задерживается из-за неисправности судна, а также по другим обстоятельствам непреодолимой силы.

Парламентарий считает, что авиакомпания должна предоставить зарегистрированным пассажирам возможность поменяться с незарегистрированными в обмен на компенсацию.

В частности, если пассажир, которому не хватило места, не хочет получить 10-кратную компенсацию билета, а желал бы улететь именно этим рейсом, он может потребовать от перевозчика оповестить зарегистрированных уже пассажиров о том, что они могут отказаться от регистрации в пользу последнего и получить вместо него компенсацию.

В случае же если пассажир всё же не получил ни услуг по перевозке, ни компенсации за безосновательный отказ, с авиаперевозчика в судебном порядке могут взыскать в пользу пострадавшего штраф в размере 50-кратной стоимости билета.

По мнению депутата, подавляющее большинство авиакомпаний грешат такой практикой. Он сам столкнулся с тем, что однажды в Ростове при наличии оплаченного билета не смог пройти вовремя регистрацию, потому что все места в самолете были уже заняты.

— Я считаю, что это откровенное мошенничество — ст. 159 ч. 4 УК «Мошенничество в особо крупных размерах». Аморальные и незаконные действия авиакомпаний должны быть пресечены, — говорит Четвериков.

Он также отмечает, что если пассажир не зарегистрировался по собственной вине (проспал, опоздал), то, конечно, ни о каких выплатах речи быть не может. Но это только в случае, если человек приходит на регистрацию, когда она уже закончена.

В авиакомпаниях разошлись в оценках предложенной инициативы, однако подтвердили, что в положении незарегистрированного пассажира может оказаться любой гражданин, имеющий билет на руках, но отложивший регистрацию на рейс на самый последний момент.

В «Трансаэро» говорят, что такая практика продажи (реализация большего числа билетов, чем посадочных мест в самолете) существует, однако в компании она не применяется.

— В мировой гражданской авиации некоторыми авиакомпаниями применяется практика так называемого овербукинга, когда билетов на рейс продается больше, чем есть мест в самолете, исходя из того что определенное число пассажиров, как правило, не является на рейс. Но в авиакомпании «Трансаэро» такая практика категорически запрещена и никогда не применялась, — пояснили в пресс-службе авиаперевозчика.

В S7 тоже утверждают, что в их компании количество проданных билетов всегда соответствует числу мест в самолете.

— Информация о том, что авиакомпания продает больше авиабилетов, чем имеется посадочных мест на борту, не соответствует действительности, — заверили в S7.

Между тем в пресс-службе признали, что ситуации, когда пассажиру «не хватило места», случаются и у них.

— К сожалению, бывают такие случаи, но это может быть вызвано только форс-мажорными ситуациями — например, техническая неисправность одного самолета, когда пассажиров пересаживают в самолет меньшей вместимости; сломано кресло; сбой в системе регистрации и т.д., — уверены в пресс-службе S7.

— В «Аэрофлоте» такие ситуации крайне редки, и если случаются, то только по техническим причинам — например, при вынужденной замене самолета большей вместимости на меньшую. Но если они случаются, то человеку, если он летит в экономклассе, предлагают лететь бизнес-классом на следующем рейсе. Никто не отказывается. Либо, если человек торопится, можем посадить на рейс других авиакомпаний. Если пассажир летит бизнес-классом, то ему предоставляется либо материальная компенсация, либо, если он участник программы «Аэрофлот-бонус», в большом количестве начисляются мили, — сообщил источник в авиакомпании.

В «Аэрофлоте» считают, что есть довольно простой способ избежать неприятной ситуации: пройти онлайн-регистрацию, которая начинается за сутки до вылета. Однако надо отметить, что далеко не всегда есть возможность зарегистрироваться даже на рейсы «Аэрофлота» — например, на рейсы в Домодедово такой онлайн-услуги нет.

Завкафедрой Московской школы экономики МГУ Виктор Кувалдин полагает, что если авиакомпании идут на рискованные операции, то риск они должны полностью брать на себя.
— Я считаю, что достойная компенсация пассажиру, которому не хватило места в самолете по вине компании, — это справедливое решение. Так перевозчики должны расплачиваться за рискованную коммерческую практику, — заявил Кувалдин.

Эксперт отметил, что оплачивать авиакомпании должны не только стоимость билета, но и моральную компенсацию.

— Люди при наличии билета в аэропорт просто так не катаются, это связано с серьезными жизненными планами, и когда эти планы нарушаются, человеку должны быть возмещены стоимость билета, а также моральный ущерб, — уверен он.
http://izvestia.ru/news/570118#ixzz30psG9P2B

Другие новости по теме «Законодательство»

Апрель 18, 2019 - 09:32

В туристической ассоциации «Мир без границ»  призывают государственные ведомства, отвечающие за регулирование рынка гостиничных услуг, профессионально и хладнокровно изучить ситуацию с работой в России международного сервиса Booking.com, не предпринимая действий, последствия которых не просчитаны.

 

Апрель 16, 2019 - 09:55

Владимир Путин подписал закон о запрете размещения хостелов в многоквартирных домах с 1 октября 2019 года, соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.

 

Апрель 15, 2019 - 10:08

«Мы не предлагаем блокировать работу сервиса Booking.com по решению суда, как это сделано в Турции. Но считаем необходимым последовать примеру Австрии, Бельгии, Италии, Франции, Чехии, Швеции и других стран, как минимум запретивших применение пункта о «паритете цен» при заключении договора средств размещения с этой системой онлайн-бронирования».

 

Апрель 13, 2019 - 09:56

Пакет законопроектов о сельском туризме поддержало правительство России. Фактически, как оценивают эксперты, на уровне федерального законодательства впервые появилось само понятие «сельский туризм».