Открытие обновлённой экспозиции «Культура и искусство Китая» периода XVII–XIХ веков

27 декабря 2023 года в Государственном Эрмитаже открываются три зала (№ 355–357) обновлённой экспозиции «Культура и искусство Китая», посвящённые периоду XVII–XIХ веков.

В истории и культуре Китая эпоха Цин (1644–1911) занимает особое место. Это время правления последней в истории императорского Китая династии, время столкновения патриархального восточного общества с бурно развивающимся западным миром, время трансформации традиционной культуры. Вместе с тем эпоха Цин подарила миру невероятные достижения китайских искусств и ремёсел.

В Государственном Эрмитаже хранится великолепная коллекция декоративноприкладного искусства последней китайской империи. Благодаря открытию новых выставочных пространств она вновь станет доступна широкой публике.

Цинские мастера достигли больших высот в резьбе по слоновой кости, дереву, бамбуку, нефриту, лаку, в литье из бронзы и работе с перегородчатой эмалью. Одно из главных украшений обновлённой экспозиции — инкрустированный камнем лакированный деревянный экран, на одной стороне которого изображены «три друга зимы» (сосна, бамбук и слива), а на другой — стихи императора Цяньлуна, посвящённые цветущей сливе и ожиданию весны. Посетители смогут увидеть замечательную коллекцию резного камня, к примеру, нефритовый жезл исполнения желаний (жуи), который украшен стилизованным иероглифом «долголетие» и изображением летучей мыши — предвестницы счастья.

На недосягаемый уровень к XVIII веку вышло производство фарфора — «белого золота» Китая, — формы, цвета и сюжеты которого стали исключительно разнообразны. На экспозиции впервые будет представлена тарелка с парой фениксов на скале и стилизованной надписью «Бесконечное долголетие», расписанная в гамме так называемого «зелёного семейства»: тарелку создали к празднествам 60-летия императора Канси. В числе особенных предметов обновлённой Галереи — большое блюдо периода Цяньлун с подглазурной кобальтовой росписью высочайшего уровня.

Частью экспозиции станет ещё один удивительный феномен дальневосточной культуры — китайская традиционная живопись. Особого внимания заслуживает вертикальный свиток с изображением трёх даосских бессмертных, выполненный в свободном стиле сеи. Его автор Хуан Шэнь (1687–1772) принадлежал к плеяде «Восьми янчжоуских чудаков» — ярких мастеров XVIII века, которые эпатировали публику экспрессивной живописной манерой.

Эрмитаж ежегодно расширяет площади постоянных экспозиций. Новые залы цинской эпохи — первый этап работы научных сотрудников Отдела Востока, реставраторов и дизайнеров Государственного Эрмитажа по созданию Галереи «Культура и искусство Китая», в которой будет представлено искусство Поднебесной с древности до середины XX века. Открытие следующей очереди залов предполагается в конце 2024 года.

Экспозицию подготовили научные сотрудники Отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранители коллекций памятников искусства Китая: Татьяна Борисовна Арапова, Евгений Александрович Кий, Мария Львовна Меньшикова, Константин Константинович Петров, Лидия Викторовна Поточкина, Николай Георгиевич Пчелин, Кира Федоровна Самосюк под руководством заведующей сектором Дальнего Востока Отдела Востока Анны Васильевны Савельевой.

Экспозицию «Культура и искусство Китая» можно посетить по входному билету в Главный музейный комплекс.

Экспозиция создана благодаря поддержке Генерального спонсора проекта ПАО «Роснефть».

Воцарение династии Цин в Китае было провозглашено в 1644 году кочевниками маньчжурами, которые в течение последующих десятилетий завоевали всю Поднебесную. Помимо Китая и Маньчжурии огромная империя включала Монголию, Тибет и Синьцзян.

Цинское государство достигло пика своего могущества в периоды правления трёх императоров: Канси (1662–1722), Юнчжэн (1723–1735) и Цяньлун (1736–1795). После десятилетий восстаний и междоусобиц оживилась городская жизнь, расцвели ремесла. Пышный императорский двор, аристократы и чиновники не жалели средств на украшение своих резиденций и на богатые подношения. В то же время маньчжуры постепенно уходили от традиционного образа жизни воинов-кочевников и со временем превратились в ревностных почитателей китайской культуры: вчерашние завоеватели коллекционировали живопись прошлых эпох и собирали древнюю бронзу. Произведения цинских мастеров активно вывозились в Европу, где они пользовались спросом у монарших особ и аристократии. Сегодня такие произведения украшают и собрание Государственного Эрмитажа.

К началу эпохи Цин китайские мастера освоили множество техник работы с самыми разными материалами. На экспозиции можно увидеть настольные украшения, статуэтки, кубки, шкатулки, ларцы, изготовленные из дерева, бамбука, слоновой кости и рога носорога. Особенно ценились предметы из натурального лака — расписного, инкрустированного, резного. Последние были наиболее трудоёмкими в изготовлении: на основу наносили сотни слоёв лака, по которым затем вырезали узор. Больших высот достигло искусство работы по металлу — в частности техника перегородчатой эмали. По контуру рисунка на основу из медных сплавов наносили перегородки; получившиеся ячейки заполняли цветной эмалевой массой, обжигали, полировали и покрывали позолотой.

На выставке камнерезное искусство Китая представлено изделиями, по формам и орнаментам восходящими к древности: алтарными сосудами, предметами для кабинета учёного, настольными украшениями с благопожелательными символами. Самым дорогим материалом для них всегда считался нефрит, который везли ко двору с гор Куньлунь, из Хотана, Забайкалья, Бирмы. Нефрит ценили за твёрдость, блеск, красоту вкраплений, глубину переливов света, полупрозрачность. Его свойства сравнивали с достоинствами, отличающими благородного человека. Предметы из нефрита использовали в ритуальных и сакральных целях, они были символами власти, их коллекционировали императоры.

Особое внимание на экспозиции уделено фарфоровому производству, расцвет которого пришёлся на конец XVII — XVIII век. В это время была усовершенствована фарфоровая масса, разработаны и внедрены новые пигменты, глазури и эмали, развиты технологии росписи и обжига. Китайские мастера создавали утончённые чаши в гаммах зеленого и розового «семейств», знаменитые монохромные сосуды цвета «бычьей крови» и блюда глубокого синего цвета, расписанные подглазурным кобальтом. Сюжеты росписей цинского фарфора из коллекции Эрмитажа исключительно разнообразны: это орнаментальные растительные мотивы, стилизованная иероглифика, заимствованные из живописи изображения в жанре «цветы и птицы», пейзажи, жанровые картинки, благопожелательные композиции.

Один из самых удивительных феноменов дальневосточной культуры — китайская традиционная живопись. За столетия непрерывного развития местные художники довели до совершенства приёмы и техники работы кистью, образный и символический язык искусства. В Эрмитаже хранится небольшая коллекция китайской живописи, которая спорадически формировалась из отдельных приобретений российских путешественников, учёных и дипломатов. Тем не менее она даёт представление об основных особенностях трёх жанров китайской живописи: пейзажа, портрета и «цветов и птиц».

Экспозицию подготовили научные сотрудники Отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранители коллекций памятников искусства Китая: Татьяна Борисовна Арапова, Евгений Александрович Кий, Мария Львовна Меньшикова, Константин Константинович Петров, Лидия Викторовна Поточкина, Николай Георгиевич Пчелин, Кира Федоровна Самосюк под руководством заведующей сектором Дальнего Востока Отдела Востока Анны Васильевны Савельевой.

Экспозиция создана благодаря поддержке Генерального спонсора проекта ПАО «Роснефть».

 

 

Фото thailand-good.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «События»

Октябрь 4, 2024 - 05:55

Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация) рекомендовало российским авиаперевозчикам воздержаться от полетов в воздушном пространстве Израиля, Ирана и Ирака.

 

Октябрь 4, 2024 - 05:07

Мозаичный дворик, уникальный петербургский «музей под открытым небом», стал новой площадкой для рабочей встречи Городского туристско-информационного бюро Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга и представителей туроператоров.

 

Октябрь 4, 2024 - 05:01

18 октября фестиваль искусств Востока Daira откроется в Санкт-Петербурге в восьмой раз. Daira – от арабского «круг», символизирует единство людей разных национальностей, вероисповеданий и культур.

 

Октябрь 3, 2024 - 19:26

С 1 октября в Выборгском районе (Выборгское шоссе, д. 31, к. 3) работает Детский Автоклуб.