Незаконные проверки отелей: кому можно отказать?

Существуют незаконные проверки, которые приводят к убыткам и расстройству отельеров. Большинство владельцев гостиничного бизнеса не защищены от них. Основной причиной этого является отсутствие юриста в штате, бывают случаи, когда целый коллектив не знает, как избежать проверок разных общественных организаций, которые представляются «Рособл-контроль» Потребнадзор» и др.

Так ли законны эти проверки, и кто на самом деле может взимать штрафы и проверять отели и хостелы. В этом нам помог разобраться корпоративный юрист-эксперт Эдуард Шалоносов, ведущий юрист-эксперт АЮР (Ассоциация Юристов России) при МГУ и юрист-эксперт НГА (Независимый Гостиничный Альянс).
«Данные организации имеют зачастую и удостоверения, в большинстве случаев похожие на служебное удостоверение настоящего сотрудника Роспотребнадзора. «Общественники» - так их будем называть. Эти общественники, дабы все выглядело «законно», надевают форму, похожую на служебную форму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, сокращенно, Роспотребнадзор».
Небольшой ликбез: почему общественников путают с Роспотребнадзором

«Роспотребнадзор – это сокращенное наименование Государственного органа, наделенного полномочиями по проведению проверок и привлечению к ответственности: закрытие отеля, штраф и другое, вот под этим соусом и произрастают, как грибы, называют себя «общественники», «Росконтроль» и «Потребконтроль» - вот в такой момент и хочется им верить. Общественные организации полномочий от государства не получали и не могут получить. Права общественным объединениям, потребителям, представлены, чтобы граждане объединялись в некоммерческие добровольные Объединения. Кто угодно сможет объединиться и пойти по отелям. В соответствии с законом мы с вами сможем создать «Потребконтроль Гостиничных услуг» и пойти на правах потребителей услуг в отель, осуществить проверку, требовать документов.
Людей, которые создают данные организации, можно назвать многими нелицеприятными словами, но самое простое и понятное - это «побирушки», которые просто-напросто пришли в гостиницу не бороться с нарушениями, а заработать, взять денег. Известны случаи в юридической практике, когда общественные объединения расположены вблизи самого Роспотребнадзора.

Кто же в реальности создает вышеупомянутые заведения? Создаются они зачастую бывшими сотрудниками Роспотребнадзора, так сказать, «по старой памяти». Они знают, что бизнес боится их. Штраф у Роспотребнадзора, под который они пытаются замаскироваться, зачастую составляет от 10 000 рублей, то есть каждый приход данной организации обходится владельцу отеля в эту сумму. Обычная практика, когда эти организации предлагают заключить отдельный договор, якобы по которому гостиницы будут защищены в плане каких-либо проверок, мотивируя это, что они и есть общественный контроль и имеют полномочия от Роспотребнадзора. В реальности мало кто из владельцев гостиничного бизнеса знает, что этот договор ни к чему не приведет и он, к тому же, незаконен, потому что в юридической плоскости отсутствует такой вид отношений как освобождение от исполнения законодательства. Эти общественные организации выдают различные свидетельства, сертификаты, порой - они похожи на документы, выдаваемые государственными органами, имеют серийные номера, и др.

У предпринимателей создается иллюзия, что они откупились от реального Роспотребнадзора, в действительности, они просто-напросто заплатили деньги в никуда, соответственно, платить таким организациям не нужно, так и заключать с ними предлагаемые договоры»

Проверки, проводимые общественниками, регулируются лишь одной 45 статьей, и полномочия общественников определены пунктом 2 статьи 45 в Законе РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1. Данная статья регулирует отношения, Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). Дополнительно имеется Письмо Роспотребнадзора, которое называется «О принципах взаимодействия с общественным объединениями предъявителей» от 15 октября 2010 года №01/14810-0-32. Этим самым письмом Роспотребнадзор указал, на полномочия общественников:
1. Приоритетными направлениями деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) должны являться в первую очередь информационно-просветительские функции, призванные способствовать формированию более высокого уровня правовой грамотности граждан и оптимизации выбора ими соответствующих товаров (работ, услуг) в целях минимизации нарушений потребительских прав;
2. Проведение независимой потребительской экспертизы (особенно в сфере услуг) и участие в судебной защите потребителей.
Алгоритм действий при «проверке» общественными организациями: что в реальности могут общественники?

Они вправе проводить общественный контроль как обыкновенные потребители, об этом говорится статье 45 абзац 3 пункта 2, никаких других полномочий у них нет. Эдуард Шалоносов также рассказал, как встретить подобные проверки: «Сразу необходимо проверить удостоверение у этих общественных контролеров, потребовать предъявить паспорт и переписать данные паспорта и удостоверения. Это нужно для того, чтобы знать, кого вообще вы встречаете. Проверить также надо копию предписания проверки. В определенном документе должен быть описан объем их полномочий».

В процессе проверки можно осуществлять следующее: все снять на камеру мобильного телефона, и делать это рекомендует юрист-эксперт открыто: «Вы у себя «дома», а общественники – это ваши гости. Попросите заверенную копию учредительных документов (Устав общественников, Свидетельство о государственной регистрации в Минюсте РФ) - это требуется для того, чтобы впоследствии знать, какая организация приходила к вам, и на кого жаловаться в случае. Для начала объясните на видеокамеру или камеру мобильного телефона, что проводимая проверка общественниками незаконна, и не предусмотрена законом и письмом Роспотребнадзора «О принципах взаимодействия с общественным объединениями предъявителей» от 15 октября 2010 года №01/14810-0-32.

Что делать, если такой контроль настаивает на проверке: ссылаться на письмо Роспотребнадзора, которое называется «О принципах взаимодействия с общественным объединениями предъявителей» от 15 октября 2010 года №01/14810-0-32. Можно сказать, что проверка осуществляется некомпетентными организациями, поэтому незаконна, а статья 45 из вышеупомянутого закона берется в пользу проверяющих, а не владельцев отелей - в итоге, предприниматели вводятся в заблуждение. Общественники по факту своей «проверки» составляют акт либо иной документ. В акте описывается нарушение, указана порой сумма штрафа. Выносить какие либо акты в отношении нарушения они могут, а вот предъявить к оплате штраф или устранить нарушение не имеют право.

Оштрафовать они так же не имеют права, потому что полномочия штрафовать есть только у государственного органа Роспотребнадзора. В моей юридической практике присутствовали случаи, когда «проверяющие» просили «внести вклад в развитие», в таком случае платеж воспринимается не как штраф, а как пожертвование, помощь в развитии, на независимое исследование либо представляются реквизиты фирм однодневок. Отельер видит перед глазами документ, что была проверка, такие-то результаты, и тогда «проверяющий» требует пожертвовать денег, то все уже становится понятно.

Что может проверить общественный контроль: Правила оформления вывески на отеле, фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, размещение прайсов на услуги, есть ли лицензия на алкоголь, наличие уголка потребителя. Все перечисленные документы общественники могут посмотреть в специальном уголке копии сертификатов, заверенные нотариусами.
Важно: они ходят в форме, похожей на форму сотрудников Роспотребнадзора. Отличия в форме будут минимальными - это по-другому, как запугивания предпринимателя и рэкет, назвать нельзя. Общественный контроль может только фиксировать нарушения, но не более! К примеру, в хостеле постояльцами замечены протечки воды, поступают жалобы - проверка приходит и фиксирует нарушения. Составлять акты и взимать штрафы они не могут, а могут проинформировать Роспотребнадзор, Прокуратуру и полицию. Отказ предпринимателя содействовать проверкам и подписывать какие-то акты - не влечет никакой ответственности».

Что запрещено общественному контролю: Общественники не могут входить ни в какие помещения: в горячие и холодные цеха, в места хранения продуктов и иные офисные помещения, предназначенные для выполнения трудовых функций. Запрещается осуществлять некий обыск - смотреть в личные ящики сотрудников и осуществлять выявление правонарушения. К этому добавить закон об оперативно-розыскной деятельности. Они не имеют права осуществлять закупки, как тайные покупатели, приобретать различные услуги под видом потребителя - это законом не предусмотрено.

Только Закон об оперативно-розыскной деятельности позволяет проводить такие мероприятия. К примеру, такой человек-общественник оплатил номер в целях выявления нарушения или получения документов, а потом требует деньги обратно и «машет» удостоверением. Заплатил - живи, в отеле вправе дать отказ на возврат средств. Общественникам запрещено требовать: документы, относящиеся к финансам, книги учета, бухгалтерские книги, учеты прихода и расхода, кассовые книги и финансовые выписки, соблюдение норм и правил, эпидемиологические и пожарные надзоры. Не должны проверять трудовые договоры и медицинские книжки. Они не могут смотреть наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю. Если общественный контроль не желает уходить: вызывается полиция. Пишите заявление по факту самоуправства и вымогательства с вас денежных средств. Объясняете полиции, что проверка осуществляет Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а не прочие организации. Федеральная служба наделена полномочиями, а все остальное - партнерства, кооперативы, некоммерческие объединения, у них полномочия отсутствуют. Именно это хочется донести до всех отельеров».

Будьте внимательны к подобного рода проверяющим, и смело выставляйте таких «горе-ревизоров» за двери».

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Происшествия»

Апрель 22, 2024 - 22:52

Российские диппредставительства в Турции до сих пор "не получили внятной реакции" от турецкой стороны по проблеме недопуска некоторых граждан РФ на транзитные рейсы в страны Латинской Америки.

 

Апрель 22, 2024 - 09:24
Пассажиры Turkish Airlines, которых без объяснения причин сняли с рейса в Канкун, поделились в социальных сетях своими историями.

 

Апрель 21, 2024 - 12:08

Утром 20 апреля Главное управление метеорологии Турции объявило о повышенном уровне погодной опасности в 45 городах страны, включая такие крупные населенные пункты как Стамбул, Анкара и Измир. 

 

Апрель 19, 2024 - 22:12

Россиянка Вероника Ермилова, которую издание RTL записало в любовницы пропавшего немецкого миллиардера Карла-Эривана Хауба, рассказала ИА Регнум, что она знает бизнесмена, но не видела его уже давно.