Несостоявшиеся купюры. На выставке в Петербурге покажут бумажные деньги четырех столетий

В залах Дома фондовых капиталов Петропавловской крепости в Петербурге открылась выставка «Деньги, которых не было: к 250-летию российских бумажных денег». Экспозиция интересна не только профессионалам или коллекционерам-бонистам, но и всем любителям отечественной истории последних столетий. Увидеть выставку можно по 30 декабря нынешнего года.

История денег - это всегда история государства. А судьба купюр, не вышедших в обращение, это еще и альтернативные варианты того, как бы формировалась экономическая платформа страны.

Денежная грамота

В 1769 году императрица Екатерина II подписала манифест об учреждении «государственных банков для вымена ассигнаций», тем самым положив начало обращению в нашей стране бумажных денег.

Как менялась их покупательная способность - это про экономику. А выставка - про внешнее. Про то, как менялся дизайн банкнот.

Рисунки и надписи на них - самая наглядная агитация того, что происходит в государстве, что считается важным, а что не очень. Раньше было много неграмотных, и кое-кто даже учился азам грамотности по купюрам. Деньги в руки берут все, и смысл их принимают тоже все, порой даже против собственной воли.

И в этой связи огромный интерес представляют своеобразные «черновики» - денежные знаки, которые либо вовсе не пошли в обращение, либо пошли с редакторской правкой. Такие вариации под грифом «секретно» были спрятаны (а тайна, по понятным причинам, окружает все, что связано с выпуском денег). Их не найти в коллекциях, так что многое в экспозиции показывается впервые. Некоторые вещи вообще уникальны.

Правда, ассигнации Екатерины Великой вещь хоть и редкая, но все же бывшая в обращении и представленная в ряде коллекций. Кстати, смотрятся первые деньги не очень броско, технология печати еще была несовершенна. Дебютные бумажные деньги были похожи на долговые расписки. Затем развивалась технология защиты от подделок, возникла собственная эстетика.

Карл и Александр

«Для нашей страны революционным стал период 1860-х, время великих реформ Александра II. Тогда совместно с американской фирмой American Bank Note Company была подготовлена серия банкнот с видами главных городов тогдашней империи - Петербурга, Москвы, Варшавы, Гельсингфорса (ныне Хельсинки)», - рассказывает автор выставки руководитель сектора выставочно-экскурсионной деятельности Андрей Богданов.

Тогда же возникла идея помещать на бумажные деньги портреты государей. Она получила развитие. При этом здравствующего императора на купюрах не изображали. Единственное исключение - Александр III, да и то на водяном знаке. Была еще одна задумка - делать на рублях надписи не только по-русски, но и на других распространенных в державе языках. Например, по-татарски и на шведском (тогда это был один из официальных языков Великого княжества Финляндского). Я помню, что в СССР надписи на бумажных деньгах на национальных языках союзных республик рекламировались как достижение советской политики. Но корни у идеи давние.

Впрочем, в оригинале «американские» идеи в середине XIX века не прошли. Вмешалось кораблекрушение, пострадали граверные доски, которые везли в Россию морем. Их подняли со дна, но поврежденными, потом замысел властей трансформировался.

Падение монархии, а затем Октябрьская революция изменили лицо денег. Двуглавые орлы сперва потеряли короны, а потом и вовсе «улетели». Хотя новая эстетика пробивала дорогу не сразу. Так, на купюрах 1918 года (автор Перикл Ксидиас) портрет солидного бородатого мужчины. Только теперь это не Александр III, а Карл Маркс. Банкноты еще назывались по-старому: «государственные кредитные билеты». Но объем печати денег рос, а их покупательная способность падала, так что в обращение вышли деньги, значительно проще оформленные.

Кстати, Перикл Ксидиас был уникальным человеком. Он успел добиться многого еще при царе, вошел в историю как автор первой советской марки («Рука с мечом, разрубающим цепь»). Умер уроженец греческого острова Кефалиния в блокадном Ленинграде уже пожилым человеком.

Трудящийся стал шахтером

Перенесемся в 1930-е. Как перед войной искали новые образы для денег? На младших купюрах решено было изобразить типичных советских людей - воина, рабочего, женщину-домохозяйку. Но стахановское движение отметили тем, что абстрактного трудящегося заменили шахтером. Рисунок красноармейца уточняли несколько раз (амуницию тогда модернизировали, а все детали должны были быть достоверными). Долго думали, как изобразить женщину на пятирублевке - с ребенком или без. Решили вообще обойтись без дамы, вместо нее на купюры попал представитель воздушного флота.

На деньгах крупного номинала (их еще официально назвали червонцами, хотя размен на золото давно прекратили) был только один человек как личность, а не как типаж, - Владимир Ленин. Вариант с Яковом Свердловым в обращение не поступил, но на выставке билет достоинством два червонца с Яковом Михайловичем есть. А вот Иосифа Сталина тогда на деньгах не рисовали: царская традиция - не изображать живого правителя - действовала.

Великая Отечественная вызвала взлет патриотизма. Отразился он и в рисунках на рублях. Так, в 1942 - 1943 годах планировалась серия с портретами великих полководцев прошлого на одной стороне и битв, где они командовали, — на другой. От советского периода был только Ленин, причем вождь мирового пролетариата был представлен как командующий штурмом Зимнего дворца. А на трех рублях этой серии авторам виделся военный моряк на одной стороне и лев на фоне Петропавловской крепости — на другой. Но тогда Ленинграду попасть на банкноты была не судьба.

В 1954 году, когда прошел год с момента смерти Иосифа Сталина, появился проект денег, где был двойной скульптурный профиль - Ленин и Сталин. Потом был ХХ съезд, и Сталина на деньгах советские люди не увидели. А на выставке экземпляр такого билета есть. Кстати, идея изображать Ленина не как живого человека, как на червонцах, а его скульптуру получила развитие. Кто помнит советские деньги образца 1961 года номиналом от 10 рублей, подтвердит.

Ушедшее достоинство

В 1967 году отмечалось полвека советской власти. Тогда была задумана юбилейная серия купюр с ее достижениями. Герой известной комедии утверждал, что «космические корабли бороздят Большой театр». Так вот они могли бы «бороздить» еще и купюры достоинством 25 рублей. Эстетика этих денег, как считают профессионалы, напоминает марки ГДР. Но не случилось, юбилей революции отметили выпуском монет, а бумажные деньги остались лишь в коллекции Гознака.

Распад Советского Союза вызвал рождение денег новой России. В 1990-е годы внешний вид денег вначале, откровенно говоря, деградировал. Сторублевка с Лениным в начале 1980-х была месячным заработком на нижних должностях рабочей сетки. И выглядела солидно. Через пятнадцать лет деньги достоинством 100 рублей выглядели смешно и имели такую же «веселую» покупательную способность. Зато на солидных купюрах появилось множество нулей. Но даже в том, как эти «солидные» купюры были прорисованы, было заметно, что былого трепета они не вызывали. Да они его и не заслуживали.

«Наши деньги не лезут в карман», - пел немного не доживший до гиперинфляции Виктор Цой. История обесценения денег после революции повторилась.

Но плохое не вечно. Появилась идея украсить рубли портретами великих сынов России - Федора Шаляпина, Антона Чехова, Михаила Ломоносова, Александра Пушкина, Дмитрия Менделеева и других. Жаль, что ее не реализовали. Люди достойные, нарисованы с любовью. Вообще известно, что искажение портрета мы чувствуем особенно остро, так что лики на деньгах - как бы дополнительная степень защиты.

Выбор сделали в пользу «городской» серии. Кстати, города тоже подобрали не сразу. Так, на находящейся в обращении сейчас тысячерублевке - Ярославль, а те, кто придет на выставку, увидят, как бы она смотрелась, если бы на купюре был Суздаль, неудачливый соперник Москвы за право быть столицей единого русского государства.

100 рублей от Сталина

Отдельная тема на выставке - эскизы денег с уникальными автографами. Царского министра финансов (позже — премьера) Сергея Витте, советского премьера Вячеслава Молотова - они утверждали образцы. Иосиф Сталин лично своим знаменитым красным карандашом, готовясь к денежной реформе 1947 года, зачеркнул на пробном оттиске билета Госбанка морально устарелую надпись «Десять червонцев» и вписал «100 рублей».

Над российскими деньгами работали выдающиеся художники Василий Верещагин, Михаил Микешин, Адольф Шарлемань.

Посещая выставку, я думал, что будет жаль, если через несколько десятилетий развитие безналичных платежей превратит банкноты в архаизм вроде перьевых ручек, пишущих машинок или пленочных фотоаппаратов.

В кошельках будут лежать кусочки пластика, а купюры станут убежищем коллекционеров. А мастера прошлого и наших дней работают для реальной жизни.

Фото: Александр Дроздов

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Выставки»

Март 27, 2024 - 03:41

Экспозицию составили графические и живописные работы. Их представление неравномерно, и несмотря на то, что окончил художник монументальную мастерскую Академии Художеств имени И. Е. Репина, более его влечет именно графическое исполнение. 

 

Март 27, 2024 - 02:18

Уважаемые господа, Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата приглашает Вас принять участие в презентации «Открой свою Сибирь: инвестиции в промышленность, строительство и туризм Тюменской области»,которая состоится 9 апреля 2024 года.

 

Март 22, 2024 - 13:41

В дни школьных каникул Русский музей подготовил новую выставку специально для юных посетителей и тех, кто хочет узнать больше о детском творчестве.