Начните «вхождение» в Китай через Юнхэгун.

Китай – удивительная страна, перед историей и традициями которой испытываешь трепет. Попасть сюда мечтают многие искушенные туристы, а уж увидеть Великую Китайскую Стену –наверное, каждый. Увы, для меня это так и осталось мечтой, несмотря на три дня, проведенные в Пекине, в рамках «Путешествия по прекрасному Китаю для ста российских журналистов», организованного Государственным Управлением по делам туризма КНР в Год Китая в России.

Верстая программу, организаторы, видимо, хотели дать понять российским журналистам, что Пекин – это не только Стена и Запретный город, но и множество других, менее ракрученных, но при этом, не менее великолепных достопримечательностей.

И в этом есть своя логика. Теперь, имея опыт, могу заверить, что для начала «вхождения» в Китай знакомство любого иностранца с Ламаистским храмом Юнхэгун будет самым правильным решением. Комплекс стал доступным для публики сравнительно недавно - в 1981 году, поэтому сохранил свою аутентичность. До этого, он был широко известен в религиозных кругах и считался одним из крупнейших монастырей тибетского буддизма, который чудом сохранился в коммунистическом Пекине.

Храмовый комплекс занимает площадь около 66,440 квадратных метров и состоит из 5 основных зданий, расположенных друг за другом с севера на юг, так обычно строили императорские резиденции (Запретный город).

Название «Юнхэгун» переводится как «Дворец Мира и Гармонии» или, как «Дворец Юна, ставшего Императором». Речь идет о сыне императора Канси (династия Цин) принце Юнчжене. При нем в 1694 году здание, служившее для проживания императорских евнухов, было переделано в ламаистский монастырь, в то время как другая часть постройки осталась императорским дворцом. После смерти Юнчженя, гроб с его прахом был помещен в этот храм, и с той поры все китайские императоры раз в год проводили здесь церемонию поминовения предков.

В древнем Китае на протяжении многих столетий сохранялся культ предков, т.е. обожествление и почитание общего предка рода по мужской линии. Самым страшным оскорблением, которое можно нанести китайцу, считалось разрушение могилы предков. В истории Китая не забыт случай, когда вдовствующая императрица Цыси, охваченная ненавистью к реформаторскому движению (1898 г.), повелела разрушить могилу предков руководителя этого движения Кан Ювэя и рассеять прах.

В 13 веке после завоевания монголами Тибета и Китая большое влияние стал оказывать ламаизм - одна из сект Тибетского Буддизма, во времена династии Цин влияние ламаизма было усилено манжурами, которые так же придерживались этой веры. Постепенно монастырь при храме стал резиденцией для большого числа монахов приверженцев тибетского буддизма из Монголии и Тибета, а также - национальным центром администрации Ламы.

Вот почему все надписи в монастыре дублируются на 4-х языках, а архитектура и роспись храма сочетают в себе тибетский и китайский стиль Хань, а так же немного монгольских и маньчжурских мотивов. Сейчас в храме живут около 70 монахов разных народностей, вполне открытых для общения. За небольшое вознаграждение они могут благословить какую-нибудь вещь, например ваш нефритовый браслет...

В первом дворе храма туристов встречают три арки Пайлоу, украшенные драконами и цветами. Здесь же расположены кассы, сувенирные лавки и книжный магазин. Путь между аркой Пайлоу и следующими трехарочными Воротами Ясного Мира занимает 170 метров, раньше он предназначался только для императоров.  Сейчас по Императорской дороге проходят шествия монахов во время крупных праздников, и, разумеется, толпы туристов, осаждающие храм.

Особый шарм и густую тень придают дороге, высаженные вдоль легендарные деревья Гинкго Билоба с узнаваемой вееровидной формой листьев.

Вообще предназначение деревьев в культовых сооружениях Китая – отдельная история.

Во-первых, их никогда не рубят при строительстве или культивировании на земле. Издревле в Китае верили, что в кроне деревьев пребывают духи, поэтому они считались священными. Тот, кто осмеливался вырыть или срубить дерево, мог навлечь на себя гнев духов, а это сулило всевозможные несчастья и даже смерть.

Во-вторых, в буддизме есть дерево - символ высшей святости и благолепия. Это  легендарное дерево Бодхи из рощи Урувелла, под которым принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Речь идет о вполне реальном растении, относящемся к виду Ficus religiosa, его активно культивируют практически во всех буддийских монастырях Азии.

В-третьих, это просто красиво! Например, застигнутая нами в цвету Павлония Великолепная во дворе храмового комплекса являет собой потрясающее зрелище. Недаром это дерево называют еще «Дерево императрицы» или «Сапфировое дерево».
Согласно буддийской традиции, первый зал в монастыре называют Хранилищем Майтрея или Залом Небесных Владык, где властвует смеющийся Будда – Майтрея. В Китае его обычно изображают круглолицым хохочущим толстяком, за что и прозывают Толстобрюхим Милэ.

С двух сторон от Майтрея располагаются четыре внушающих ужас Небесных Владыки или Небесных Хранителя. По буддийской теории, земля делится на 4 мира: северный, южный, восточный и западный. Каждый из этих миров охраняется Небесным Владыкой.

Двор павильона украшают бронзовая курильница для благовоний, пара бронзовых львов и большой металлический чан, в котором варили рис для монахов. Сейчас посетители бросают в этот чан деньги на пожертвования.

Еще один интересный декоративный объект - Гора Сумеру (Сюймишань) - бронзовая скульптура династии Мин, символизирующая буддистское представление о мире. Считалось, что Сумеру находится в центре мира, сверху на ней лежит легендарный рай, где Будда Сакьямуни и люди моральной чистоты живут после смерти, смертные обитают в середине, а место дьяволов и грешников - в нижнем мире - в Аду. Интересно, что расположение звезд на изваянии  приблизительно соответствует данным современной астрономии.

Зал Гармонии и Мира (Юнхэгундянь) это второй главный зал в храме. Здесь на центральном алтаре  стоят три бронзовые статуи Будды трех возрастов. Будда Настоящего в центре, Будда Прошлого справа и Будда Будущего слева. Они олицетворяют бессмертие буддизма в прошлом настоящем и будущем. Кроме главных будд почитались и «второстепенные»: Будда покаяния Будда врачевания, Будда желаний, Будда созерцания и многие другие. В пантеоне буддизма – более тысячи Будд которые как предполагается, явятся миру в грядущие времена. Святыми продолжателями дела Будды считаются алохани. Они пребывают в земном мире, чтобы нести счастье в дом каждого честного и праведного человека и всегда отзываются на призывы благочестивых верующих приносить им счастье. Обычно в буддийском храме можно встретить статуи 18 алоханей и каждый из них имеет особое выражение лица: злое, хитрое, доброе, лукавое и т.д.

Третий зал Вечного Благословения (Юнюдянь) был жилой зоной для императора Юнчженя, а после его смерти здесь же поместили гроб с величественными останками.  Торжественную обстановку в зале поддерживают три больших статуи Будды, вырезанные из сандалового дерева. С правой стороны - Будда Медицины, слева - Симханада – «рычащий как лев Будда», который проповедует буддизм и грозит дьяволам и злым духам своим громким голосом, похожим на рык льва, и в середине стоит Будда Долголетия - основатель легендарного рая. Перед статуями будд всегда горит огонь, считается, что «свет дает мудрость человеческому разуму».

Четвертый зал Колеса Закона (Фалуньдянь), украшенный пятью позолоченными пагодами, служил местом для чтения священных книг и проведения религиозных мероприятий. В зале находится шестиметровая позолоченная статуя Цонкапа на цветке лотоса - основателя школы  Гэлуг. Во дворе зала установлены Колеса Вращающихся Писаний, они похожи на вращающиеся барабаны с надписями. Это буддистские послания - сутры. Если повернуть барабан на один оборот, то будет считаться, что вы прочитали одно из посланий. В самом зале вдоль стен стоят книжные полки, на которых находятся 108 томов Буддистских Сутр на тибетском языке, переведенные с древнеиндийского языка.

Пятый зал Десяти Тысяч Радостей (Ваньфугэ) также называется Башня Великого Будды. В центре этого строения находится невероятно высокая (26 метров!) статуя Майтрейи - Будды Будущего, вырезанная из цельного ствола белого сандалового дерева. Высота статуи над землей - 18 метров, и в земле еще 8 метров. Чтобы перевезти дерево для статуи из Непала по Янцзы через Великий Канал в Пекин, потребовалось 3 года. Причем сначала вкопали ствол в нужном месте, а затем вокруг него возвели стены и крышу здания, еще три года ушло на резьбу. В 1750 году строительство павильона было закончено. Сегодня эта статуя числится в Книге Рекордов Гиннесса.

Павильон Десяти Тысяч Радостей получил свое имя потому, что позади статуи Великого Будды находятся 10 000 фигурок маленьких будд. И если они не очень заметны на фоне Великого, то фигурки живых существ, повсеместно украшающие коньки изогнутых крыш как-то сразу бросаются в глаза неискушенному иностранцу, изучающему комплекс Ламаистского храма.

Знаете, почему, например, у старых китайских домов крыши приподняты к краям? Оказывается потому, что изогнутая кровля мешала злым духам проникнуть в помещение. На краях черепицы крепились печати, а на карнизах - помещались лепные изображения стражей и зверей, которые также были призваны отгонять нечисть. Не редко на коньке кровли ставили глиняную собачку с открытой пастью, готовую схватить пролетавших злых духов.

В китайской архитектуре нет ничего случайного, глядя на любое сооружение, можно читать его историю, как увлекательную книгу.

Татьяна Деменева.

 

 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «»